00:00
Версия для печати
Версия для слабовидящих
Размер шрифта
A
A
A
Цвет фона
Законодательное Собрание города Севастополя
Главная » Пояснительная записка к Концепции пространственного развития города федерального значения Севастополь Института градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор"
Прямая видеотрансляция
Фотогалерея
Видеогалерея

Пояснительная записка к Концепции пространственного развития города федерального значения Севастополь Института градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор"




Скачать в формате PDF

Видение будущего генплана архитекторами «ГИПРОГОРА»: Севастополь – южная столица России.

25 – 26 апреля в зале заседаний Законодательного собрания пройдут презентации концепций пространственного развития Севастополя, одна из которых ляжет в основу технического задания генерального плана города.

Трансляция слушаний проектов пройдет в эфире «Народного канала» и на сайте Законодательного Собрания http://sevzaksobranie.ru/tv/.

Проголосовать за один из вариантов пространственного развития горожане могут в разделе «Ваше мнение» на сайте городского парламента http://sevzaksobranie.ru/polls/.

Представляем вам аннотацию к концепции, предложенной Российским институтом градостроительства и инвестиционного развития «ГИПРОГОР».

http://sevzaksobranie.ru/programma_socialno-ekonomicheskogo_razvitiya_sevastopolya/institut_gradostroitelstva_i_investicionnogo_razvitiya_giprogor/

Концепция пространственного развития города разрабатывается на основе и в развитие существующего Генерального плана, Концепции социально-экономического развития Севастополя и Федеральной целевой программы, а также в русле уточнения Схемы территориального планирования РФ для города федерального значения Севастополь.

Концепция пространственного развития города Севастополя строится на представлении о его значении в истории России, оценке существующих ресурсов и выявлении перспектив позиционирования в качестве третьей, южной столицы страны. Это позволяет предложить стратегическое видение будущей истории, роли и места Севастополя на южных рубежах России, в составе Крымского федерального округа.

Общие подходы к стратегии: всемерное развитие и углубление аутентичности и уникальности Севастополя.

Развитие города в пространственном отношении направлено на крупные стратегические цели: столичный масштаб, ментальная связь с традицией, обозначение мест духа Севастополя, новое качество среды, современный, креативный и инновационный город.

В составе Концепции формируются основные перспективные структурообразующие каркасы: транспортный, расселенческий и экологический с учетом ограничений,  имеющихся на территории городского округа.

Транспортный каркас городского округа

Принципиальная задача – формирование современной транспортной структуры как основы пространственно-планировочного развития. Решение этой задачи - в создании нескольких новых для города функционально-планировочных элементов:

- организация столичного проспекта, охватывающего все пространство центральной части города от морского порта и мыса Херсонес до северных подъездов к городу в Инкермане. В связи с особенностями топографии местности, этот проспект будет иметь сложное функциональное строение и профиль: магистраль, возможно тоннель, мост, в местах, дающих лучшие обзорные панорамы, возникнут примыкающие к нему бульвары-променады. Проспект Севастополя – это новый столичный масштаб планировочной структуры, отличительная черта города, оригинальное инженерное сооружение, имеющее туристическое значение;

- перпендикулярно Севастопольскому проспекту в районе Зеленой горки - сквозная магистраль от исторической части до транспортно-пересадочного узла (железнодорожного и автовокзала, которые перенесены из центральной части города) до  Сапун-горы, музея и далее до Балаклавы. Композиционное и функциональное включение Балаклавы в пространства Севастополя исторически оправданно: в общественном сознании Севастополь и Балаклава – неразделимы;

- в целях развития общественного транспорта предлагается организация двух транспортных колец – малого, обслуживающего северо-восточные территории, и большого, подтягивающего к системе транспортного обслуживания южные территории, включая специальные прибрежные. Южное кольцо связывает новый центр, технопарк, территории специального назначения на юге вдоль берега, торговый порт, через жилые районы выходит к историческому центру. Примерно на 50% эта магистраль будет проходить по существующим улицам, которые должны быть реконструированы. В процессе реализации Севастопольского проспекта и транспортных колец строятся несколько новых мостовых переходов. В частности, новый Инкерманский мост в глубине бухты, мост через бухту Южная.

Первоочередная задача – разгрузка самого сложного и напряженного узла города в район авто- и железнодорожного вокзалов, решается переносом их на новое место. Территория железной дороги от Инкермана до существующего вокзала используется под инженерно-транспортную инфраструктуру.

Важно при разработке генерального плана и комплексной транспортной схемы городского округа использовать следующие принципы: предпочтение общественному транспорту, маломобильным группам населения и велосипедным передвижениям; введение платных стоянок легкового транспорта в центральных районах города.

Формируются транспортно-логистические комплексы на базе торгового порта и около Инкермана.

Важнейший транспортно-пересадочный узел (ТПУ) городского значения возникает в месте нового размещения ж/д – и автовокзалов. Это мультимодальный узел, объединяющий пересадку между основными видами транспорта: поездами дальнего и пригородного сообщения; автобусами городского, межмуниципального и межрегионального значения, городской канатной дорогой.

Через этот ТПУ проходит канатная дорога, строительство которой является существенной частью городской транспортной системы: от Балаклавы до ТПУ (3 км), далее канатная дорога направляется через новый городской центр на «Зеленой горке» к мысу Николаевский (3 км), а затем через Севастопольскую бухту до пл. Захарова (0,7-1,0 км).

Для обеспечения развития морского туризма на базе круизных лайнеров создаются причальная стенка и сервисная инфраструктура на южной стороне Севастопольской бухты в районе между причалами Аполлона и в Троицкой балке, где организуется удобный подъезд и новая территория в связи с переносом ж/д ветки.

Расселенческий каркас городского округа

Урбанизация Севастопольского городского округа должна носить компактный характер, обуславливающий прогноз общей численности населения на перспективу не более 500 000 человек; развитие и освоение территорий только в границах муниципальных округов; межселенные территории необходимо оставить в существующем природном состоянии или в перспективе рекультивировать под современное земледелие.

В границах городской черты Севастополя много возможностей для развития города: так, на Зеленой горке, по предварительным оценкам, не менее 500 га для нового строительства. При плотности застройки 200 чел/га там можно расселить до 100 000 населения.

В целом пространственное развитие города соответствует морфологическому строению территории: на хребтах – высотная и смешанная застройка, в низинах – малоэтажное и коттеджное строительство. Морской фасад Севастополя важен для развития образа города. В связи с этим, но и как самостоятельная задача встает проблема организации и завершения силуэта города на высоких отметках.

 

Планировочные методы основываются на современных подходах: компактность, мультифункциональное зонирование, квартальная застройка с высокой плотностью транспортной сети, сетевая организация торговли, обслуживания и услуг на базе малого бизнеса.

Зеленый каркас городского округа

Городская зелень – бульвары, скверы, парки,- структурируется и связывается благоустроенными пешеходными путями. Особенно это касается совокупности прибрежных парков – Омега, парка Победы, Херсонеса и далее до Приморского бульвара вдоль всех бухт. В визуальное восприятие парковых зон с моря включается озеленение северной стороны Севастопольской бухты от мыса Константиновский до площади Захарова.

Новый городской парк примыкает к центру на Зеленой горке. Возникают две опоясывающие территории для организации парков. С восточной стороны это Нагорный парк, с южной – парк вдоль шоссе Камышовое.

Развитие ряда территорий города, таких как набережные, парки, скверы, бульвары города, пешеходные связи исторических и мемориальных памятников, должно решаться в порядке реализации планов развития районов города.

Формирование территорий опережающего развития (ТОР) важный элемент в градостроительной политике города. В концепции даны предложения по формированию следующих территорий:

- транспортно-пересадочный узел на базе железнодорожного и автовокзала;

- технопарк и индустриальные парки;

- кампусы научно-образовательного комплекса;

-транспортно-логистические комплексы на базе торгового порта и около Инкермана.

Территории национального достояния Севастополя

На нынешней территории располагается два исторических города (Инкерман и Балаклава), Национальный заповедник «Херсонес Таврический» и мыс Фиолент, культурно-исторический потенциал насчитывает 2063 объекта. Большинство этих памятников корнями уходит вглубь столетий и даже тысячелетий.

Эта особенность и уникальность Севастополя вызывает необходимость придания отдельным наиболее имиджеформирующим анклавам сосредоточения историко-культурных и природно-ландшафтных памятников Севастополя статус «территорий национального достояния» (ТНД). ТНД как понятие не входит в противоречие с существующими регламентами охраны памятников, а дополняет эти регламенты в целях реализации комплексного подхода к градостроительному развитию, необходимость которого очевидна в связи с превращением Севастополя в туристический центр сначала федерального, а затем мирового значения.

 

Последовательная реализация проектов «Территории опережающего развития», «Территории национального достояния» в сочетании с формированием и развитием транспортного каркаса обеспечит в 21 веке устойчивое развитие Севастополя - третьего города федерального значения в России.