00:00
Версия для печати
Версия для слабовидящих
Размер шрифта
A
A
A
Цвет фона
Законодательное Собрание города Севастополя
Главная » Пресс-центр » Новости Законодательного Собрания Севастополя » Июль 2015 » Решение Правительства Севастополя несет потенциальные угрозы для города в сфере земельных отношений, - Сергей Кажанов
Прямая видеотрансляция
Фотогалерея
Видеогалерея
30 июля 2015

Решение Правительства Севастополя несет потенциальные угрозы для города в сфере земельных отношений, - Сергей Кажанов

Депутат Законодательного Собрания Сергей Кажанов прокомментировал принятое постановление Правительства Севастополя «Об утверждении Временного положения о порядке и условиях проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, расположенных на особо охраняемых природных территориях».

– «Леса будут оборудованы благоустроенными местами отдыха» – именно таким оптимистичным заголовком начинается статья на официальном сайте Правительства Севастополя, повествующая о принятии данного решения.

– Постановление предполагает передачу земли в аренду сроком на 10 лет и более. Участки должны быть благоустроены с минимальным вторжением в природу. Любые капитальные строения на этих лесных массивах запрещены, - радостно повествует автор статьи. Казалось бы, все так замечательно. Туристы будут счастливы, мусор вывезут, деревянных навесов наставят… Чего эти депутаты и активисты ОНФ возмущаются? Нужное же дело Губернатор делает.

К сожалению, дьявол кроется в деталях. Попробуем разобраться и понять, какие потенциальные угрозы для города несет это поспешное решение Правительства.

Впервые этот вопрос был поднят ещё 18 июня, когда севастопольские активисты ОНФ смогли предотвратить первую попытку принятия этого решения.

Тогда заместитель Губернатора Алексей Еремеев даже вынужден был проводить расследование «утечки информации». Тем не менее, принятие решения отложили.

Севастопольский региональный штаб собрал экстренное заседание, на котором были оглашены вопиющие факты подобного «рачительного» отношения арендаторов к природе. Фронтовики обратились к Губернатору с просьбой не допустить принятия этого Постановления до утверждения лесохозяйственного регламента и принятия закона об особо охраняемых природных территориях.

Губернатор привычно проигнорировал обращение общественников, как проигнорировал и мнение депутатов Законодательного Собрания, ветировав закон, которым те запретили передачу в аренду лесных участков до принятия лесохозяйственного регламента.

Для начала давайте глянем на список участков, планируемых к передаче в аренду. Это десятки гектаров земли в таких уникальных местах как Ласпи, Скельская пещера, Алсу, Торопова дача, Сапун-гора, Графские развалины, Учкуевка и многие другие.

Цель передачи заповедных зон в частные руки городские власти объясняют примитивно.  - Будет арендатор – будет с кого спросить и за санитарное состояние лесов, и за безопасность любителей «зеленого» туризма, – заявил начальник управления лесного хозяйства Сергей Скоробреха.

Давайте почитаем само Постановление № 690-ПП от 28.07.2015 г. Первое, что бросается вглаза, – отсутствие четкого обозначения целей передачи в аренду лесных участков. Под пунктом «а» значится осуществление рекреационной деятельности, а вот под пунктом «б» - иные виды использования в соответствии с целевым назначением земель, на которых расположены эти лесные участки. А как следует из ст. 25 Лесного Кодекса, видов использования может быть много. Это и заготовка древесины, и сбор лесных ресурсов, охота, ведение сельского хозяйства, выращивание посадочного материала и многое другое, не считая целевого назначения земель, на которых эти леса находятся (ст.6 ЛК РФ).

Кроме того статьей 13 Закона Севастополя от 24.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» определено, чтодо 1 января 2017 года предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной собственности, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляется вне зависимости от наличия правил землепользования и застройки, документов территориального планирования, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории.

В пункт 5 самого Постановления № 690-ПП заложена прекрасная лазейка. В случае наступления разного рода чрезвычайных ситуаций (пожаров, ветровалов, наводнений) договор аренды может быть расторгнут или изменен.

Замечательно. Сначала чиновники передают лесные участки в особо охраняемых природных территориях неким физическим или юридическим лицам под благовидным предлогом с непонятной целью на срок не менее 10 лет. А затем все зависит от личной симпатии или антипатии того же чиновника. Главное – успеть до 1 января 2017 года. А для не особо сговорчивых всегда найдется иной способ в виде «внезапного пожара».

Так что не исключено, что в один прекрасный день Учкуевский парк или Ласпинские можжевельники превратятся в строительную площадку. Причем, все будет сделано по закону. Поспешно принятое Постановление открывает большой простор для «творчества» чиновников.

Но и это еще не самое страшное. Согласно требованиям статьи 27 Земельного Кодекса, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, то есть по общему правилу не предоставляются в частную собственность. В то же время земельные участки, занятые городскими лесами, входят в состав земель населенных пунктов и не подпадают под действие указанной правовой нормы. Это обстоятельство сильно снижает уровень защищенности городских лесов и требует внесения изменений в статью 27 Земельного Кодекса. Об этом говорилось на парламентских слушаниях в Государственной думе РФ еще 21 октября 2010 года. Однако пока таких изменений не внесено.

В соответствии с п. 24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза 12 декабря 2011 года № 516, к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.Следовательно, все севастопольские леса являются городскими и обладают более низким уровнем защищенности по сравнению с федеральными лесами.

И вот здесь начинается самое интересное. На основании ст. 22 Земельного Кодекса РФ «При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу…  без согласия арендодателя при условии его уведомления». То есть без согласия городских властей. Отметим, что Постановление № 690-ПП устанавливает минимальный срок аренды в 10 лет.

Складывается очень удобная ситуация. Лесохозяйственный регламент, который должен определять виды разрешенного использования лесов, параметры и ограничения их использования, пока не утвержден. Закон об особо охраняемых природных территориях не принят. Закон № 46-ЗС до 1 января 2017 года разрешает перевод земель из одной категории в другую, изменение разрешенного использования земель вне зависимости от наличия правил землепользования и застройки. Умелые манипуляторы без труда смогут распорядиться этими пробелами.

В этих условиях, несмотря на возмущение севастопольцев, принимается Постановление № 690-ПП.

Все готово к переделу. Осталось только правильно определить тех, кто будет избранным. Для этого снова заглянем в Постановление № 690-ПП.  Проведением аукциона занимается комиссия, состоящая из представителей заинтересованных органов государственной власти и утверждается, разумеется, Правительством Севастополя. Читай – Губернатором Севастополя. Ни одного муниципального депутата или депутата Законодательного Собрания. Хотя в соответствии с федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 131-ФЗ к вопросам местного значения как раз относится организация благоустройства территории (включая озеленение территории и т.п.). Но одно дело требовать от муниципалов выполнения обязанностей и совсем другое - отдать права по распределению столь лакомых кусочков земли.

Исходя из Постановления, извещение о проведении аукциона размещается в соответствующем официальном печатном издании, средствах массовой информации муниципальных образований города Севастополя, на территории которых расположен лесной участок, а также в интернете не менее, чем за 30 дней до дня проведения аукциона. Срок подачи заявок для участия в аукционе должен составлять не менее чем четырнадцать дней (п.16). При этом подача заявок и их регистрация заканчивается не позднее, чем за 20 дней (п.23). Таким образом, потенциальным (не своим) участникам аукциона нужно сначала обнаружить это таинственное официальное печатное издание или, к примеру, некую сельскую газету. И если удастся обнаружитьобъявление в первый день, у претендентов останется целых девять дней, чтобы подать заявку. Причем, в соответствии с п.14 перечень подаваемых документов может меняться. Так как условия каждого конкретного аукциона включают «требования к заявителям и требование к заявке на участие в аукционе». А количество собираемых бумаг может оказаться неимоверным, так как в п. 21 сказано, что заявитель должен соответствовать следующим требованиям:

- в отношении заявителя на момент подачи заявки не проводится процедура банкротства и ликвидации;

- деятельность заявителя не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день рассмотрения его заявки на участие в аукционе;

- у заявителя отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате....

Но даже проявив чудеса оперативности и находчивости, сторонний претендент имеет большой шанс получить «от ворот поворот», поскольку основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе могут быть, например, непоступление задатка на нужный счет или «предоставление заявки лицом, которому в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки». Определять это условие, надо полагать, будет председатель комиссии.

Самое интересное, что заявители, не допущенные к участию в аукционе, «уведомляются о принятом решении не позднее дня, следующего после дня подписания организатором аукциона протокола приема заявок на участие в аукционе». То есть вас просто ставят перед фактом.

Принятое наспех Постановление изобилует недостатками. Так, например, в пункте 4 сказано, что «порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка предусмотрен настоящим положением». Хотя никакого порядка заключения договора в Постановлении обнаружить не удалось, основные условия договора аренды лесного участка не прописаны.

Как видим, документ составлен таким образом, что остается уповать только на порядочность чиновников. Слишком много коррупционных соблазнов в нем заложено. Лично я уже не верю.