ПРОЕКТ
Вносится депутатами Законодательного Собрания города Севастополя
Вусатенко Т. А. Колесниковым Б. Д.
Кравченко С. И. Оганесяном В. А.
Сандуловой Т. Б. Хомяковой О. А.
ЗАКОН
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
Принят Законодательным Собранием
города Севастополя "___"__________2014 года
Настоящий Закон определяет порядок организации и деятельности по осуществлению территориального общественного самоуправления как одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в муниципальных образованиях города Севастополя.
Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления.
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
2. Территориальное общественное самоуправление является частью системы местного самоуправления и призвано обеспечить развитие инициативы граждан по непосредственному решению вопросов местного значения на соответствующей территории.
3. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях непосредственно населением в форме создания органов территориального общественного самоуправления, путем проведения собраний, конференций граждан, иных формах непосредственной демократии.
4. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 2. Система территориального общественного самоуправления населения.
1.Система территориального общественного самоуправления муниципального образования состоит из взаимодополняемых друг друга органов различных уровней (комитетов территориального общественного самоуправления, комитетов микрорайонов, жилищных комитетов улиц, кварталов, домовых комитетов и так далее), обеспечивающих согласование решений по находящимся в ведении территориального общественного самоуправления вопросам.
2.Территориальное общественное самоуправление осуществляется на определенной части территории муниципального образования: подъезд, дом с прилегающей к нему территорией, группа домов, улица, квартал, микрорайон, и другие территории. Территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливается в пределах территории одного населенного пункта.
3. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом местного самоуправления по предложению жителей.
Статья 3 Основные принципы территориального общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление на территории муниципальных образований города Севастополя основывается на следующих принципах:
1) законности;
2) гарантии прав населения на организацию и осуществление территориального общественного самоуправления;
3) свободного волеизъявления жителей через общие собрания, конференции, опросы и другие формы участия в решении вопросов местного значения;
4) выборности административных и контрольно-ревизионных органов территориального общественного самоуправления, подотчетности и подконтрольности их жителям;
5) самостоятельности территориального общественного самоуправления в пределах своих полномочий;
6) взаимодействия органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления в осуществлении общих задач и функций;
7) многообразия форм территориального общественного самоуправления и самостоятельного их определения жителями;
8) широкого участия жителей в выдвижении инициатив, в выработке и принятии решений по вопросам местного значения, затрагивающим их интересы;
9) сочетания интересов жителей и интересов всего муниципального образования;
10)гласности и учета общественного мнения;
11) ответственности за принятые решения;
Статья 4 Органы территориального общественного самоуправления
1.Орган территориального общественного самоуправления в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования может являться юридическим лицом в организационно-правовой форме некоммерческой организации с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.
2. Обязательными условиями создания территориального общественного самоуправления на определенной территории являются:
1) границы территории территориального общественного самоуправления не могут выходить за пределы территории муниципального образования;
2) на определенной территории не может быть более одного территориального общественного самоуправления;
3) неразрывность территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (если в его состав входит более одного жилого дома).
4). Территории, закрепленные в установленном порядке за учреждениями, предприятиями и организациями, не входят в состав территории, на которой действует территориальное общественное самоуправление.
Статья 5. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления.
1. Органы местного самоуправления вправе:
1) содействовать органам территориального общественного самоуправления в осуществлении ими своих полномочий;
2) устанавливать условия и порядок передачи органам территориального общественного самоуправления некоторых своих полномочий в соответствии с уставами муниципальных образований и контролировать их осуществление;
3) устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления;
4) координировать деятельность органов территориального общественного самоуправления, оказывать им организационную и методическую помощь;
5) осуществлять иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и уставами муниципальных образований.
2. Проекты нормативных правовых актов, внесенные органами территориального общественного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению представительными органами местного самоуправления муниципальных образований, а результаты рассмотрения подлежат обязательному официальному обнародованию.
Статья 6 Порядок создания территориального общественного самоуправления.
1.Создание территориального общественного самоуправления осуществляется по инициативе граждан, постоянно или преимущественно проживающих на соответствующей территории муниципального образования, численностью не менее трех человек (далее - инициативная группа граждан).
2. Инициативная группа граждан письменно обращается в представительный орган муниципального образования с предложением утвердить границы территориального общественного самоуправления.
3. Представительный орган муниципального образования обязан письменно в месячный срок со дня поступления ходатайства от инициативной группы установить границы территориального общественного самоуправления.
4. После утверждения границ территориального общественного самоуправления инициативная группа граждан вправе организовать проведение учредительного собрания (конференции) граждан, постоянно или преимущественно проживающих на данной территории муниципального образования.
Статья 7. Порядок организации проведения учредительного собрания (конференции) граждан.
1. Создание территориального общественного самоуправления осуществляется на учредительном собрании (конференции) граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории, где предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление.
2. Организацию учредительного собрания (конференции) осуществляет инициативная группа граждан.
3. В зависимости от числа граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории создаваемого территориального общественного самоуправления, проводится собрание граждан или конференция граждан.
4. В зависимости от численности жителей, проживающих на данной территории, проводится:
1) учредительное собрание - при численности жителей менее 300 человек;
2) учредительная конференция - при численности жителей более 300 человек.
5. Инициативная группа граждан:
1) не менее чем за две недели до учредительного собрания (конференции) извещает граждан о дате, месте и времени проведения учредительного собрания (конференции);
2) организует проведение собрания или сбор подписей по выдвижению представителей на конференцию;
3) подготавливает проект повестки собрания (конференции) граждан;
4) подготавливает проект устава территориального общественного самоуправления;
5) проводит регистрацию жителей или их представителей, прибывших на собрание, и учет мандатов (выписок из протоколов);
6) наделяет своего представителя полномочиями для открытия и ведения собрания (конференции) до избрания его председателя.
6 Учредительное собрание граждан правомочно, если в нем принимает участие не менее одной трети жителей постоянно или преимущественно проживающих на территории создаваемого территориального общественного самоуправления, достигших шестнадцатилетнего возраста. Учредительная конференция правомочна, если в ней принимает участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Участники избирают председательствующего и секретаря собрания (конференции) и утверждают повестку дня.
7. Учредительное собрание (конференция) принимает решение об организации и осуществлении на данной территории территориального общественного самоуправления, дает ему наименование, определяет цели деятельности и вопросы местного значения, в решении которых намерены принимать участие граждане, утверждает устав территориального общественного самоуправления, избирает комитет территориального общественного самоуправления.
8. Решения учредительного собрания (конференции) принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.
9. Процедура проведения собрания (конференции) отражается в протоколе, который ведется в свободной форме секретарем собрания, подписывается председательствующим и секретарем собрания.
10. Органы местного самоуправления муниципального образования вправе направить для участия в учредительном собрании (конференции) граждан своих представителей с правом совещательного голоса
11. К исключительной компетенции общего собрания, (конференции) территориального общественного самоуправления, кроме полномочий перечисленных в части 7. Статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся следующие вопросы:
1) образование, реорганизация и упразднение территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава субъекта территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) установление и изменение границ, в которых действует территориальное общественное самоуправление (по согласованию с представительным органом муниципального образования);
4) избрание исполнительного и контрольно-ревизионного органов территориального общественного самоуправления;
5) досрочное прекращение полномочий исполнительного и контрольно-ревизионного органов субъекта территориального общественного самоуправления;
6) принятие решений по всем вопросам владения, пользования и распоряжения собственностью территориального общественного самоуправления;
7) принятие отчетов о деятельности органов субъекта территориального общественного самоуправления;
Статья 8. Экономическая и финансовая деятельность территориального общественного самоуправления и его полномочия.
1. Компетенция территориального общественного самоуправления определяется уставом, а также решениями органов местного самоуправления о передаче ему отдельных полномочий органов местного самоуправления, на основе добровольно взятых на себя обязательств органом территориального общественного самоуправления, с согласия жителей соответствующей территории.
2. Территориальное общественное самоуправления для осуществления своих задач и обязательств имеет следующие основные полномочия:
1) разрабатывать и представлять органам местного самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов экономического и социального развития и программ, принимаемых органами местного самоуправления;
2) представлять органам местного самоуправления заключения по вопросам отвода земли на территории данного территориального общественного самоуправления, строительства и расширения на этой территории предприятий и других объектов производственного и социально - культурного назначения, размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, школ, поликлиник и других социально - культурных учреждений, режима их работы, а также режима транспортного обслуживания этой территории;
3) созывать общие собрания, конференции граждан для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления, проводить на своей территории опросы жителей, содействовать развитию других форм гражданской активности населения;
3. К полномочиям территориального общественного самоуправления так же относятся:
1) защита прав и законных интересов жителей;
2) содействие в проведении акций милосердия и благотворительности органами местного самоуправления муниципального образования, благотворительными фондами, гражданами и их объединениями, участие в распределении гуманитарной и иной помощи;
3) в установленном законом порядке оказание содействия правоохранительным органам в поддержании общественного порядка на территории осуществления территориального общественного самоуправления;
4) работа с детьми и подростками, в том числе:
а) содействие по организации отдыха детей в каникулярное время;
б) содействие по организации детских клубов на территории осуществления территориального общественного самоуправления;
в) общественный контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой и пожарной безопасностью, состоянием благоустройства на соответствующей территории;
5) участие в общественных мероприятиях по благоустройству территории;
6) участие в осуществлении мероприятий, направленных на бережное и экономное расходование топлива, тепловой и электрической энергии, газа, воды;
7) поддержание в надлежащем состоянии уличного адресного хозяйства (наименование улиц, номерных знаков на домах и строениях);
8) содействие органам и должностным лицам местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
9) защита интересов жителей как потребителей коммунально-бытовых услуг в соответствующих службах муниципального образования и города;
10) организация и проведение смотров-конкурсов на лучшее содержание улиц, домов, подъездов, придомовых территорий, приусадебных участков, детских игровых и спортивных площадок;
11) информирование населения о решениях органов местного самоуправления муниципального образования, принятых по предложению или при участии территориального общественного самоуправления;
12) обеспечивать исполнение решений, принятых жителями на собраниях и конференциях;
13) осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей жителей, как за счет их собственных средств, так и по договору с органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
14) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и их должностными лицами, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
4. Территориальное общественное самоуправление, являющееся юридическим лицом, также обладает следующими правами:
1) создавать за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований населения, юридических лиц, общественных объединений, объекты коммунально - бытового и социально - культурного назначения, обеспечивать их содержание и эксплуатацию;
2) учреждать в установленном законодательством порядке предприятия, включая ремонтные и по оказанию бытовых услуг;
3) заключать договоры с юридическими лицами, связанные с их участием в решении социально - экономических задач на данной территории;
4) выступать заказчиком по строительным и ремонтным работам, осуществляемым за счет средств, находящихся в распоряжении данного территориального общественного самоуправления
5) принимать на свой баланс имущество, созданное за счет средств и трудового участия населения в качестве общей собственности или переданное ему на праве хозяйственного ведения органами самоуправления;
6) объединять на договорных началах собственные средства и средства юридических лиц, общественных объединений для строительства и содержания различных объектов коммунально - бытового и социально - культурного назначения, получать под свою ответственность кредиты и предоставлять ссуды, приобретать акции и облигации;
7) принимать решения о платных должностях в органах территориального общественного самоуправления;
Статья 9. Правовой режим имущества территориального общественного самоуправления населения.
1. Имущество, созданное за счет средств и хозяйственной инициативы территориального общественного самоуправления населения, приобретенное им или переданное ему органами местного самоуправления или другими юридическими лицами, является собственностью территориального общественного самоуправления населения.
Распоряжение имуществом территориального общественного самоуправления населения осуществляется органами территориального общественного самоуправления.
Устав о территориальном общественном самоуправлении может предусматривать случаи, при которых решение вопроса о создании, передаче, сдаче в аренду, продаже имущества, находящегося в общей собственности граждан, осуществляется непосредственно по решению общего собрания (схода), конференции граждан.
2. Собственностью территориального общественного самоуправления населения являются финансовые средства, полученные за счет его хозяйственной деятельности, переданные органами местного самоуправления, а также поступившие в качестве добровольных взносов и пожертвований от граждан, юридических лиц, общественных организаций.
Распоряжение финансовыми средствами осуществляется органами территориального общественного самоуправления на основе соответствующих смет и расходов. Годовые отчеты об использовании рассматриваются и утверждаются общими собраниями (сходами), конференциями граждан.
3. Органы местного самоуправления, а также граждане не несут ответственность по имущественным и финансовым обязательствам органа территориального общественного самоуправления населения.
Статья 10 Гарантии деятельности территориального общественного самоуправления
1. Решения, принятые на собрании, конференции граждан, а также решения органа территориального общественного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению и принятию по ним мер в установленные сроки теми органами местного самоуправления и их должностными лицами, которым они адресованы.
2. Юридические лица, независимо от их подчиненности и организационно правовой формы, в обязательном порядке согласовывают с соответствующими органами территориального общественного самоуправления свои мероприятия, которые по своим возможным последствиям могут ухудшить среду обитания населения данной территории или нанести ущерб интересам жителей.
3. Юридические лица и граждане несут перед территориальным общественным самоуправлением ответственность, в том числе имущественную, возмещая в полном объеме вред, причиненный их действием или бездействием населению, окружающей среде.
Статья 11. Прекращение деятельности территориального общественного самоуправления населения.
1. Прекращение деятельности территориального общественного самоуправления определяется уставом органа территориального общественного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования или решением суда.
2. Прекращение деятельности территориального общественного самоуправления населения возможно по инициативе представительного органа местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 12 Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее дня его официального опубликования.
Губернатор города Севастополя С.Т. Меняйло
____ ноября 2014 года
Депутаты:
Вусатенко Т. А.
Колесников Б. Д.
Кравченко С. И.
Оганесян В. А.
Сандулова Т. Б.
Хомякова О. А.