ПРОЕКТ
Вносится депутатом законодательного собрания города Севастополя Колесниковым Б.Д
ЗАКОН
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЯ»
Принят Законодательным Собранием
города Севастополя "___"__________2014 года
Настоящий закон в соответствии Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) устанавливает дополнительные гарантии Российской Федерации направленные на защиту права граждан на обращение,
Действие настоящего закона распространяется также на правоотношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Действие настоящего закона распространяется также на обращения иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральными законами.
Статья 1.Понятия и термины, используемые в настоящем законе
Понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
5) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления;
6) коллективное обращение - обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования (подписанное инициаторами коллективного обращения) или путем сбора подписей;
7) Публичные функции - деятельность различных юридических лиц, по удовлетворению общественного, интереса, признанного и охраняемого государством.
Статья 2. Дополнительные гарантии права граждан на обращение
1 Гражданин имеет право лично или через своего представителя, чьи полномочия оформлены надлежащим образом, присутствовать при рассмотрении его обращения.
2. Вправе получить в государственном органе, органе местного самоуправления или у должностного лица устную, в том числе по телефону, информацию о факте получения и регистрации его обращения, а также о лице, которому поручено его рассмотрение.
3. При приеме письменного обращения непосредственно от гражданина по его требованию на втором экземпляре обращения, который остается у гражданина, либо на копии обращения, которая остается у гражданина, ставится отметка о принятии обращения с указанием даты, фамилии, имени, отчества (последнее – при наличии), должностного положения лица, принявшего обращение, а также сообщается контактный телефон.
4. При направлении гражданам ответов на обращения им в обязательном порядке должны быть возвращены приложенные к обращению документы, если требование о возврате таких документов было письменно заявлено гражданином. При этом государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо вправе оставить в своем распоряжении копии возвращенных документов.
5. Ответ на коллективное обращение граждан направляется одному из авторов обращения, указанному в обращении в качестве получателя ответа или представителя всех авторов обращения при его рассмотрении. Если такое лицо в коллективном обращении не указано, ответ направляется одному из списка граждан, подписавших обращение, для доведения содержания ответа до сведения остальных авторов обращения.
Статья 3. Дополнительная гарантия права граждан на обращение в форме электронного документа
В целях реализации гражданами права на обращение, направляемое в форме электронного документа, государственные органы, органы местного самоуправления создают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» раздел для приема и обработки указанных обращений («Интернет-приемная»).
Статья 4. Дополнительные гарантии реализации права граждан на личный прием
1 В целях организации личного приема граждан в государственных органах, органах местного самоуправления устанавливаются дни и часы приема граждан. Информация о порядке личного приема граждан (место, дни и часы приема, номер контактного телефона, факса) доводится до сведения граждан путем размещения на информационных стендах в помещениях, занимаемых указанными органами, иных отведенных для этой цели местах и на официальном сайте государственного органа, органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
2 Если в помещении, котором осуществляется личный прием граждан, ведется видео или аудио фиксация, то гражданин должен быть предупрежден о наличии такой фиксации
2. Правом на первоочередной личный прием обладают:
1) ветераны Великой Отечественной войны;
2) ветераны боевых действий; 3) инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий;
4) инвалиды I и II групп, их законные представители, семьи, имеющие детей-инвалидов;
5) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
6) Почетные граждане города Севастополя
7) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
8) граждане, удостоенные звания Героев Социалистического Труда, и полные кавалеры ордена Трудовой Славы.
В случае, если правом на первоочередной личный прием одновременно обладают несколько граждан, прием указанных граждан производится в порядке их явки на личный прием
3. При личном приеме граждане, указанные в пунктах 1–5 и 7–8 части 2 настоящей статьи, предъявляют документ, подтверждающий их право на первоочередной личный прием.
4. Граждане, являющиеся инвалидами I группы, обладают правом на личный прием по месту их нахождения (далее – личный выездной прием) руководителем или уполномоченным им на проведение личного приема лицом государственного органа.
5. В письменном обращении, направляемом в государственный орган, граждане, указанные в части 4 настоящей статьи, вправе дополнительно заявить о проведении личного выездного приема, указав адрес места их нахождения, телефон для уведомления о дате и времени его проведения (при наличии), а также приложив копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности.
В случае непредставления гражданином копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, руководитель государственного органа или уполномоченное им на проведение личного приема лицо принимает решение об отказе в проведении личного выездного приема, а поступившее в государственный орган письменное обращение рассматривается по существу.
6. Личный выездной прием проводится руководителем государственного органа или уполномоченным им на проведение личного приема лицом. О дате и времени проведения личного выездного приема граждане уведомляются по телефону либо в иной форме.
Статья 5. Обращения, поступившие в письменной форме или в форме электронного документа, сроки рассмотрения обращений граждан
1.Обращение в письменной форме или в форме электронного документа подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
2. В исключительных случаях, а также в случае необходимости направления запроса о предоставлении информации, необходимой для рассмотрения обращения, в иной государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
3.Государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо вправе устанавливать сокращенные сроки рассмотрения отдельных обращений граждан.
4. Рассмотрение обращения считается оконченным, когда разрешены все поставленные в нем вопросы либо при невозможности разрешения по каждому даны подробные мотивированные разъяснения. Ответ заявителю должен содержать изложение мотивов и фактов, которые положены в основу решения, ссылки на конкретные статьи закона или иного нормативного правового акта.
5. Рассмотрение обращений граждан, содержащих вопросы защиты прав ребенка, предложения по предотвращению возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, производится безотлагательно
6. В случае, если гражданин в одном обращении ставит ряд вопросов, разрешение которых находится в компетенции различных организаций или органов, копии обращения должны быть направлены в течение пяти дней со дня регистрации в соответствующие организации или органы.
7. В случае неудовлетворения требований, изложенных в заявлении, в письменной форме, государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо обязаны довести до сведения гражданина, подавшего заявление, мотивы отказа, а также указать орган или должностное лицо, которым можно обжаловать принятое по заявлению решение.
Статья 6. Рассмотрение обращений, адресованных должностным лицам, полномочия которых прекращены
Если письменное обращение адресовано должностному лицу, полномочия которого прекращены, то оно рассматривается должностным лицом, на которое возложено осуществление указанных полномочий.
Статья 7. Организация работы по рассмотрению обращений граждан
1. В пределах предоставленной компетенции государственный орган, орган местного самоуправления, государственное и муниципальное учреждение, иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, разрабатывают положения (регламенты) в которых определяются
1) порядок регистрации письменных и устных обращений, образцы карточек личного приема граждан;
2) лица, уполномоченные проводить личный прием граждан, график личного приема и порядок оповещения о нем граждан;
3) порядок работы с зарегистрированными обращениями;
4) порядок хранения и последующей передачи в архив рассмотренных обращений и ответов на них;
5) должностные лица, на которых возлагается координация, контроль и обобщение результатов работы по рассмотрению обращений, периодичность подготовки указанными должностными лицами соответствующих отчетов, учет содержания обращений граждан в текущей и перспективной работе;
Статья 8. Бесплатность рассмотрения обращения
Органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, осуществляющие публично значимые функции должностные лица рассматривают обращения граждан, не взимая платы
Статья 9. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Губернатор
города Севастополя С.И. Меняйло