00:00
Версия для печати
Версия для слабовидящих
Размер шрифта
A
A
A
Цвет фона
Законодательное Собрание города Севастополя
Главная » Законодательная деятельность » Проекты законов » 19/47 "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в городе Севастополе" » Текст законопроекта
Прямая видеотрансляция
Фотогалерея
Видеогалерея

Проект закона города Севастополя № 19/47 "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в городе Севастополе"

  • Регистрационный номер: 19/47
  • Дата регистрации: 26.11.2014
  • Вид документа: Проект закона Севастополя
  • Статус документа: Отозван (подписаться на обновление статуса)
  • Авторы документа: Хомякова Ольга Александровна
  • Ответственный комитет (комиссия): Постоянный комитет по социально-гуманитарным вопросам
  • Регистрация26.11.2014
    Отозван14.04.2015

ПРОЕКТ №
Вносится депутатом  Законодательного Собрания города Севастополя
Хомяковой О. А.

ЗАКОН
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
"Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в городе Севастополе"


Принят Законодательным Собранием
«    » ____________2014 г

Настоящий закон в соответствии с международными нормативно-правовыми договорами, Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет правовые, социально-экономические и организационные основы государственной политики в сфере охраны семьи в городе федерального значения Севастополе, устанавливает дополнительные гарантии в соответствие с федеральным законодательством, меры социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи закона
1. Задачи настоящего закона:
1). Формирование системы общечеловеческих и личных ценностей  в  семьях с детьми.
2). Гарантирование благоприятных социально-экономических условий семьям, для рождения, содержания и воспитания детей ;
3). Обеспечение социальной помощи малоимущим семьям, матерям, отцам, лицам, имеющим на воспитании детей, а также детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
4). Всестороннее обеспечение приоритетов семейного воспитания.
Статья 2. Основные понятия, используемые в законе
1. Для целей настоящего закона используются следующие понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без родительского попечения, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы, нахождением в местах содержания под стражей как подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном федеральным законодательством порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые остались без попечения единственного или обоих родителей;
лица, осуществляющие мероприятия с участием детей, - лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей.
молодая семья - семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, а также неполная семья с детьми, в которой мать или отец не достигли 35-летнего возраста;
малоимущая семья - семья, имеющая среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного законодательством города Севастополя;
многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет (для детей, обучающихся по очной форме в образовательных организациях всех типов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением организаций дополнительного образования и организаций дополнительного профессионального образования, - до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет), в том числе усыновленных (удочеренных), а также подопечных в приемной семье;
ночное время - время с 22 часов до 6 часов местного времени для детей в возрасте до 16 лет, с 23 часов до 6 часов местного времени для детей в возрасте от 16 до 18 лет;
несовершеннолетний потерпевший - лицо, не достигшее возраста 18 лет, признанное таковым в судебном порядке в следствии причинения ему преступлением морального, физического или имущественного вреда в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства.
охрана семьи - гарантии установленных государством необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной и воспитательной функций;
права ребенка - права человека, применяемые к детям, а также комплекс специальных прав ребенка.
ребенок - лицо не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия);
семейный врач - врач, прошедший специальную многопрофильную переподготовку по оказанию первичной медицинской помощи членам семьи независимо от их пола и возраста.
семья - объединение двух или более лиц, основанное на родстве и (или) свойстве (браке, усыновлении (удочерении) и иных формах принятия детей на воспитание), связанное общностью жизни и ведением совместного хозяйства, и (или) воспитанием детей, а также личными и имущественными правами и обязанностями, предусмотренными законодательством;
социальная защита - деятельность государственных органов города Севастополя по обеспечению необходимых условий для реализации гражданами прав и свобод, установленных Конституцией Российской Федерации;
социальная поддержка - предоставление гражданам в случаях, установленных настоящим законом, за счет средств городского бюджета социальных услуг, пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров, иных выплат и видов натуральной помощи;
социальные службы - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, выполняющие функции по социальному обслуживанию;
социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;
социальное сиротство - положение детей в обществе, обусловленное отказом или уклонением родителей от содержания и воспитания своих детей, оставлением их без попечения;
трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность ребенка или семьи (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую они не могут преодолеть самостоятельно;
Статья 3. Законодательство города Севастополя об охране семьи, материнства, отцовства и детства и сфера его применения.
1. Законодательство в сфере охраны семьи, материнства, отцовства и детства  включает настоящий закон и иные нормативно-правовые акты города Севастополя.
2. Действие настоящего закона распространяется, в части предоставления мер социальной поддержки, на проживающих в городе Севастополе детей, матерей, отцов (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей), молодые семьи, семьи граждан, имеющих детей.
Статья 4. Основные принципы государственной политики города Севастополя по охране семьи, материнства, отцовства и детства.
1. Государственная политика города Севастополя по охране семьи, материнства, отцовства и детства основывается на принципах:
1) приоритета интересов и прав ребенка, в первую очередь права проживания и воспитания в семье;
2) равенства прав и обязанностей родителей;
3) самостоятельности  семьи и ее автономности в принятии решений относительно своего развития;
4) приоритета превентивных мер  в сфере здравоохранения, по предотвращению социального сиротства, предупреждению безнадзорности, беспризорности, а также предупреждения антиобщественных действии и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
5) доступности медицинских, социальных и образовательных услуг;
6) ответственности должностных лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности за неисполнение обязанностей, установленных законом.
Статья 5. Основные направления государственной политики города Севастополя по охране семьи, материнства, отцовства и детства.
1.Основными направлениями государственной политики в городе Севастополе охраны семьи, материнства, отцовства и детства являются:
1) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения малоимущих семей за счет реализации системы государственной и социальной поддержки;
2) обеспечение оптимизации условий совмещения профессиональных и семейных обязанностей работающим гражданам, имеющим детей;
3) развитие сети социального обслуживания населения, повышение качества и расширение сферы социальных услуг, предоставляемых гражданам, имеющим детей, в том числе одиноким матерям или отцам, инвалидам, воспитывающим детей, многодетным семьям;
4) улучшение охраны здоровья: детей, беременных женщин, матерей, отцов и граждан, принявших на воспитание детей;
5) применение и дальнейшее развитие современных форм социальной поддержки семье в деле воспитания детей.
Статья 6. Органы, осуществляющие охрану семьи, материнства, отцовства и детства.
1. Органы государственной власти города Севастополя, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют мероприятия по охране семьи, матерей, отцов и детей:
1) Законодательное Собрание города Севастополя принимает законы по защите семьи, материнства, отцовства и детства, осуществляет контроль за их соблюдением и исполнением;
2 Правительство города Севастополя:
1) координирует деятельность органов исполнительной власти  по  правовым гарантиям социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
2) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством, обеспечивает реализацию на территории города Севастополя федерального  законодательства в сфере охраны семьи, материнства, отцовства и детства, федеральных целевых программ и целевых программ, реализуемых за счет средств городского бюджета;
3) осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав семьи, материнства, отцовства и детства, в том числе организует оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим беременным женщинам, малоимущим одиноким родителям, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
4) при разработке соответствующих договоров и соглашений с  органами государственной власти, с ассоциациями и союзами работодателей, с федерацией профсоюзов предусматривает меры по обеспечению установленных законодательством правовых гарантий в сфере охраны семьи, материнства, отцовства и детства;
5) создает условия для развития благотворительной деятельности в интересах семьи, материнства, отцовства и детства;
6) готовит ежегодный доклад о положении семьи и детей в городе;
7) обеспечивает разработку и реализацию региональных программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции;
8) устанавливает порядок проведения оценки последствий принятия решения органом исполнительной власти города Севастополя или органом местного самоуправления о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью города Севастополя, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций города Севастополя, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений;
9) осуществляет иные функции в соответствии с действующим законодательством.
3. Должностные лица органов государственной власти города Севастополя и органов местного самоуправления города Севастополя, которым стало известно о фактах нарушения прав семьи, матерей, отцов или детей, обязаны сообщать об этом в органы, осуществляющие защиту прав граждан данных категорий, и в пределах своей компетенции принимать меры к их защите.
Статья 7. Координационный совет по охране семьи, материнства, отцовства и детства.
1. Для реализации на территории города федерального значения Севастополя государственной семейной политики, координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих деятельность по охране семьи, материнства, отцовства и детства, создается постоянно действующий коллегиальный орган - Координационный совет по охране семьи, материнства, отцовства и детства (далее - Совет).
2. Совет формируется в количестве не менее пяти человек: три представителя Правительства города и два представителя Законодательного Собрания города Севастополя.
3. Органы местного самоуправления города Севастополя вправе направить по одному представителю от муниципального образования для работы в Совете.
4. Территориальные федеральные органы государственной власти, некоммерческие организации, расположенные на территории города федерального значения Севастополя, вправе направить по одному представителю для работы в Совете.
Статья 8. Финансирование мероприятий по охране семьи, материнства, отцовства и детства в городе Севастополе.
1. Финансирование мероприятий по охране семьи, материнства, отцовства и детства в городе Севастополе производится за счет:
1)  бюджета города Севастополя  в соответствии с законом о бюджете города Севастополя на текущий год;
2) средств территориального фонда обязательного медицинского страхования;
3) иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Российской Федерации и города Севастополя.
Глава II. ОХРАНА СЕМЬИ
Статья 9. Единовременное пособие при рождении ребенка.
1. При рождении ребенка неработающим женщинам, не имеющим права на получение пособия по беременности и родам в соответствии с федеральным законодательством, выплачивается единовременное пособие при рождении ребенка:
с 1 января 2015 года в размере 4500 рублей.
Право на получение указанного пособия имеет один из усыновителей при усыновлении (удочерении) ребенка в возрасте до 1 года.
2. Женщинам, обучающимся по очной форме в образовательных организациях, а также уволенным в связи с ликвидацией организации в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их безработными в установленном порядке, данное пособие выплачивается в размере, составляющем разницу между размером, установленным частью 1 настоящей статьи, и размером пособия по беременности и родам для данной категории лиц в соответствии с федеральным законодательством.
3. Выплата единовременного пособия производится матерям (одному из усыновителей) из малоимущих семей.
4. Родителям, отказавшимся от ребенка (оставившим ребенка), пособие, установленное настоящей статьей, не выплачивается.
5. При рождении мертвого ребенка единовременное пособие при рождении ребенка не выплачивается.
6. Порядок назначения и выплаты пособия, предусмотренного настоящей статьей, устанавливается Правительством города Севастополя.
Статья 10. Дополнительное единовременное пособие.
1. Одному из родителей в малоимущей семье при рождении второго, третьего ребенка либо усыновлении (удочерении) второго, третьего ребенка в возрасте до 1 года выплачивается дополнительное единовременное пособие в размере 2000 рублей к установленному федеральным законодательством пособию при рождении ребенка.
2. При рождении одновременно двух и более детей (усыновлении, удочерении одновременно двух и более детей в возрасте до 1 года) пособие, установленное частью 1 настоящей статьи, выплачивается на каждого ребенка.
3. Родителям, отказавшимся от ребенка (оставившим ребенка), пособие, установленное настоящей статьей, не выплачивается.
4. При рождении мертвого ребенка дополнительное единовременное пособие не выплачивается.
5. Порядок назначения и выплаты пособия, предусмотренного настоящей статьей, устанавливается Правительством города.
Статья 11. Ежемесячное пособие на ребенка.
1. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в малоимущих семьях.
2. Независимо от дохода семьи ежемесячное пособие на ребенка назначается семьям, где:
1) одинокий родитель (усыновитель, опекун, попечитель) воспитывает ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным;
2) один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) не работает в связи с осуществлением ухода за ребенком-инвалидом, ребенком, являющимся ВИЧ-инфицированным;
3. Ежемесячное пособие на ребенка не назначается:
1) опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством Российской Федерации порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством);
2) гражданам, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
3) родителям на ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав.
4. Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, а также порядок назначения и выплаты данного пособия устанавливаются Правительством города Севастополя.
5. Ежемесячное пособие на ребенка устанавливается в размере 500 рублей с 1 января 2015 года;
6. Размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается:
1) на сто процентов - на детей одиноких матерей, на детей из многодетных семей;
2) на пятьдесят процентов - на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.
Статья 12. Единовременное пособие малоимущим семьям на детей, идущих в первый класс.
1. Малоимущим семьям на каждого ребенка, идущего в первый класс, выплачивается единовременное пособие в размере 5000 рублей на приобретение одежды, обуви и школьных принадлежностей.
2. Родителям на ребенка, в отношении которого они лишены либо ограничены в родительских правах, пособие, установленное настоящей статьей, не выплачивается.
3. Порядок назначения и выплаты пособия, предусмотренного настоящей статьей, устанавливается Правительством города Севастополя.
Статья 13. Единовременная денежная выплата.
1. Единовременная денежная выплата предоставляется в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей в размере 100 тысяч рублей.
2. Право на получение единовременной денежной выплаты, установленной настоящей статьей, возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации, имеющих место жительства на территории города Севастополя:
1) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2015 года (без учета мертворожденных детей).
2) женщинам, имеющим не менее двоих детей, в случае одновременного рождения двоих и более детей начиная с 1 января 2015 года единовременная денежная выплата предоставляется на каждого такого ребенка, если ранее они не воспользовались правом на получение единовременной денежной выплаты, установленной настоящей статьей;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2015 года.
3. При определении права на получение единовременной денежной выплаты у лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав, дети, в отношении которых решением суда было отменено усыновление, усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
4. Право женщин, указанных в части 2 настоящей статьи, на получение единовременной денежной выплаты прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, совершения женщиной в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, лишения ее родительских прав, отмены усыновления в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у нее возникло право на получение единовременной денежной выплаты.
5. Право на получение единовременной денежной выплаты у отца (усыновителя), указанного в пункте 3 части 2 настоящей статьи, не возникает:
1) если он является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении у женщины права на получение единовременной денежной выплаты;
2) если он совершил умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности в отношении своего ребенка (детей), с рождением (усыновлением) которых возникло право на получение единовременной денежной выплаты;
3) если он совершил умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, повлекшее за собой смерть матери (усыновительницы) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение единовременной денежной выплаты;
4) если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение единовременной денежной выплаты, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.
6 Лица, указанные в части 2 настоящей статьи, могут реализовать свое право на получение единовременной денежной выплаты в течение восемнадцати месяцев после истечения полутора лет со дня рождения (усыновления) ребенка (детей) при условии проживания на территории города Севастополя на день обращения.
7. Единовременная денежная выплата предоставляется однократно.
8. Единовременная денежная выплата предоставляется за счет средств бюджета города Севастополя.
9. Порядок предоставления единовременной денежной выплаты устанавливается Правительством города Севастополя.
Статья 14. Ежемесячная денежная выплата на третьего и каждого последующего ребенка.
1. Право на ежемесячную денежную выплату на третьего и каждого последующего ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации и родившегося в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года (далее - ребенок), (далее - ежемесячная денежная выплата), имеет один из совместно проживающих с ним родителей в малоимущей семье, имеющий место жительства на территории города Севастополя.
2. Размер ежемесячной денежной выплаты на текущий год определяется как средняя величина прожиточного минимума, установленного в городе Севастополе для детей в предшествующем году, с применением прогнозируемого на текущий год индекса потребительских цен (в среднем за год), указанного в прогнозе социально-экономического развития города Севастополя. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит округлению до целого рубля в сторону увеличения.
3. Размер ежемесячной денежной выплаты утверждается Правительством города Севастополя.
4. При определении права родителя на ежемесячную денежную выплату:
1) учитываются предыдущие дети, рожденные матерью ребенка;
2) не учитываются дети, в отношении которых родители лишены родительских прав и мертворожденные дети.
5. Ежемесячная денежная выплата предоставляется со дня рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.
6. При обращении за ежемесячной денежной выплатой по истечении шести месяцев со дня рождения ребенка ежемесячная денежная выплата предоставляется за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до дня обращения.
7. Ежемесячная денежная выплата выплачивается до дня достижения ребенком возраста трех лет.
8. Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты устанавливается Правительством города Севастополя.
Статья 15. Поддержка беременных женщин и матерей.
1. Поддержка беременных женщин и матерей (усыновителей) осуществляется в следующих формах:
1) ежемесячное бесплатное обеспечение беременных женщин и кормящих матерей (усыновителей) до исполнения ребенку одного года полноценным питанием и необходимыми лекарствами по заключению врачей на сумму до 600 рублей;
2) компенсация транспортных расходов малоимущим беременным женщинам, направляемым для диспансеризации, консультации, лечения и родов в специализированные учреждения.
2. Порядок обеспечения питанием, лекарствами и предоставления компенсаций, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается Правительством города Севастополя.
Статья 16. Ежемесячное пособие многодетным матерям.
1. Женщинам, родившим 10 и более детей и воспитавшим их до трехлетнего возраста, устанавливается ежемесячное пособие.
2. При установлении права на ежемесячное пособие учитываются также дети, усыновленные (удочеренные) матерью в установленном законом порядке.
3. Ежемесячное пособие не назначается, если многодетная мать лишена родительских прав в отношении хотя бы одного ребенка.
4. Ежемесячное пособие устанавливается в размере 500 рублей.
5. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия, предусмотренного настоящей статьей, устанавливается Правительством города Севастополя.
Статья 17. Единовременная денежная выплата родителям, воспитывающим пять и более детей.
1. Отцам, воспитывающим пять и более детей, при воспитании детей без матери не менее года в случае ее смерти, объявления умершей, признания безвестно отсутствующей, лишения родительских прав (ограничения в родительских правах), признания недееспособной, розыска органами внутренних дел, нахождения в местах содержания под стражей, отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, пребывания в лечебных учреждениях, в учреждениях социальной защиты населения выплачивается единовременное пособие в размере:
10 тысяч рублей - при воспитании пяти или шести детей;
15 тысяч рублей - при воспитании семи, восьми или девяти детей;
20 тысяч рублей - при воспитании десяти и более детей.
2. При определении права на единовременное пособие, установленное настоящей частью, учитываются дети, продолжающие обучение в образовательных организациях, до достижения ими возраста 23 лет.
3. Единовременное пособие отцам выплачивается один раз независимо от изменения (повторения) случаев, указанных в абзаце первом настоящей части.
4. Единовременное пособие не назначается отцам, лишенным родительских прав в отношении хотя бы одного ребенка.
5. Порядок назначения и выплаты единовременного пособия устанавливается Правительством города Севастополя.
Статья 18. Оказание поддержки молодым семьям.
1. Поддержка молодых семей осуществляется в следующих формах:
1) выделение семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, земельных участков для строительства домов и ведения хозяйства в сельской местности;
2) предоставление жилищных субсидий, социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в соответствии с законодательством;
3) разработка и реализация программ ипотечного жилищного кредитования для молодых семей;
4) содействие организации социально-психологического консультирования и образования молодых семей в городе Севастополе.
2. В целевых программах в сфере молодежной политики, реализуемых за счет средств бюджета города Севастополя, могут предусматриваться и иные формы поддержки молодых семей, направленные на реализацию государственной молодежной политики.
Статья 19. Меры социальной поддержки многодетных семей.
1. Многодетные семьи имеют право на социальную поддержку в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, настоящим законом, а также другими нормативными правовыми актами города Севастополя.
2. Многодетным семьям предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 30 процентов платы за коммунальные услуги независимо от вида жилищного фонда (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации);
2) семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, и не пользующимся мерами социальной поддержки по оплате отопления в форме ежемесячной денежной компенсации, установленной абзацем первым настоящего пункта, - ежегодная денежная компенсация на приобретение твердого топлива;
3) семьям, проживающим в домах, не имеющих централизованного газоснабжения и не оборудованных стационарными электрическими плитами для приготовления пищи, - ежегодная денежная компенсация на приобретение сжиженного газа;
4) бесплатное посещение музеев, выставок, один раз в месяц.
3. Меры социальной поддержки многодетных семей, установленные настоящей статьей, предоставляются по предъявлении удостоверения многодетной семьи.
4. Форма и порядок выдачи удостоверения многодетной семьи устанавливаются Правительством города Севастополя.
5. Размер, порядок назначения и выплаты ежегодных денежных компенсаций на приобретение твердого топлива и сжиженного газа, а также порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, определяются Правительством города Севастополя.
6. Порядок бесплатного посещения музеев, выставок, парков культуры и отдыха утверждается Правительством города Севастополя.
Глава III. ГАРАНТИИ ПРАВ ДЕТЕЙ
Статья 20. Гарантии прав детей на охрану здоровья и социальную защиту.
1. Гарантии прав детей на охрану здоровья и социальную защиту обеспечиваются путем:
1) бесплатного диспансерного наблюдения и лечения в лечебно-профилактических учреждениях, в детской и подростковой службе, бесплатного получения лекарственных средств в соответствии с действующим законодательством;
2) обеспечения новорожденных детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами ухода в соответствии с Перечнем средств ухода, утверждаемым Правительством города Севастополя;
3) обеспечения дорогостоящими видами медицинской помощи федеральными учреждениями здравоохранения сверх программы государственных гарантий;
4) бесплатного обеспечения полноценным питанием детей в возрасте до 3-х лет по заключению врачей;
5) оказания помощи малоимущим семьям, имеющим детей;
6) предоставления социальными службами услуг детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, обеспечения прохождения реабилитации или проживания в условиях, максимально приближенных к семейным, в том числе в семейных воспитательных группах;
7) предоставления бесплатной медицинской консультации при определении профессиональной пригодности.
2. Порядок осуществления мероприятий, установленных пунктами 1 - 4, 7 части 1 настоящей статьи, определяется Правительством города Севастополя.
Положение о семейной воспитательной группе в отношении государственных учреждений социального обслуживания города Севастополя утверждается Правительством города Севастополя.
Статья 21. Ежемесячное пособие семьям, воспитывающим детей, больных целиакией.
1. Семьям, воспитывающим детей, больных целиакией, выплачивается ежемесячное пособие в размере 1200 рублей на каждого такого ребенка.
2. Порядок назначения и выплаты пособия, предусмотренного настоящей статьей, устанавливается Правительством города Севастополя.
Статья 22. Гарантии прав детей в сфере труда и занятости.
1. Защита прав детей в сфере труда и занятости обеспечивается органами государственной власти города Севастополя путем:
1) содействия деятельности профсоюзов, иных общественных организаций, созданных в целях охраны труда и обеспечения занятости детей;
2) поддержки инициатив по созданию благоприятных и безопасных условий труда детей;
3) совершенствования просветительской работы в городе Севастополе трудовых прав несовершеннолетних;
4) создания молодежных бирж труда;
5) организации занятости подростков в свободное от учебы время;
6) организации профессионального обучения;
7) организации общественных работ для подростков в свободное от учебы время;
8) квотирования рабочих мест для несовершеннолетних в соответствии с законодательством;
9) стимулирования работодателей, создающих специальные рабочие места для трудоспособных несовершеннолетних граждан.
Статья 23. Защита прав детей на отдых и оздоровление.
1. Органы исполнительной государственной власти  в целях обеспечения прав детей на отдых и оздоровление в пределах своих полномочий реализуют мероприятия, обеспечивающие развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований, а также обеспечивают сохранение и развитие государственных учреждений города Севастополя, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.
2. Обеспечение отдыха и оздоровления детей осуществляется в том числе путем:
1) предоставления при наличии медицинских показаний путевок в санаторно-курортные и иные организации, осуществляющие санаторно-курортную деятельность на основании лицензии, выданной в установленном законом порядке;
2) оплаты (полной или частичной) стоимости путевок в организации отдыха детей и их оздоровления;
3) оплаты (полной или частичной) стоимости питания детей в лагерях дневного пребывания;
4) полной оплаты стоимости проезда на междугородном транспорте организованных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к месту отдыха и обратно;
5) предоставления компенсации в размере 50 процентов стоимости проезда на междугородном транспорте один раз в год к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации детям, проживающим в малоимущих семьях, нуждающимся в санаторно-курортном лечении (далее - компенсация за проезд к месту лечения и обратно).
3. Право на компенсацию за проезд к месту лечения и обратно предоставляется детям до достижения ими возраста 18 лет, проживающим в малоимущих семьях, нуждающимся по заключению государственных или муниципальных учреждений здравоохранения в санаторно-курортном лечении, имеющим путевки (курсовки) в санаторно-курортные и иные организации, осуществляющие санаторно-курортную деятельность на основании лицензии, выданной в установленном законом порядке.
4. Право на компенсацию за проезд к месту лечения и обратно предоставляется детям, не включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
5. Компенсация за проезд к месту лечения и обратно предоставляется также одному из родителей (лицу, его заменяющему), сопровождающему ребенка к месту лечения и обратно.
6. Компенсация за проезд к месту лечения и обратно предоставляется при проезде на транспорте междугородного сообщения по кратчайшему или беспересадочному маршруту в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая оплату услуг по продаже проездных документов, расходы за пользование в поездах и на судах морского и внутреннего водного транспорта постельными принадлежностями), но не выше стоимости проезда:
1) на железнодорожном транспорте общего пользования - в купейных, плацкартных, общих вагонах, вагонах с местами для сидения поездов дальнего следования всех категорий и поездах пригородного сообщения;
2) на морском транспорте - на местах IV и V категории кают судов транспортных линий (при наличии на судне), а при отсутствии спальных мест - на сидячих местах;
3) на внутреннем водном транспорте - на местах III категории кают судов транспортных маршрутов (при наличии на судне), а при отсутствии спальных мест - на сидячих местах;
4) на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси);
5) на воздушном транспорте (экономический класс) - при отсутствии железнодорожного сообщения либо при невозможности согласно медицинскому заключению пользоваться другими видами транспорта.
Глава IV. ГАРАНТИИ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ УКАЗАННЫХ КАТЕГОРИЙ
Статья 24. Материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях (в том числе в приемных семьях), лиц из числа детей указанных категорий, детей, в отношении которых установлена предварительная опека (попечительство), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей указанных категорий, находящихся под надзором в организованных по семейному принципу негосударственных образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающих их содержание и воспитание.
1. Установить выплату денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях (в том числе в приемных семьях), лиц из числа детей указанных категорий, детей, в отношении которых установлена предварительная опека (попечительство), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей указанных категорий, находящихся под надзором в организованных по семейному принципу негосударственных образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающих их содержание и воспитание (далее - негосударственные организации):
1) на детей дошкольного возраста, не обучающихся в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего образования, и не достигших возраста 8 лет, - в размере 5 200 рублей;
2) на детей школьного возраста - в размере 7 160 рублей;
3) на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в общеобразовательных организациях (до окончания ими общеобразовательных организаций), - в размере 7 160 рублей;
4) на детей, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, находящихся в ведении органов исполнительной государственной власти города Севастополя (если они не находятся на полном государственном обеспечении в данных образовательных организациях) - в размере 7 160 рублей;
5) на детей, обучающихся в федеральных государственных профессиональных образовательных организациях и федеральных государственных образовательных организациях высшего образования (если они не находятся на полном государственном обеспечении в данных образовательных организациях) - в размере 7 160 рублей.
2. Родственникам или другим гражданам с разрешения органов опеки и попечительства во время пребывания в их семьях в период каникул детей, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных организациях всех типов и видов независимо от их ведомственной принадлежности, расположенных за пределами города Севастополя, выплачиваются денежные средства, если воспитанники не обеспечиваются денежной компенсацией или продуктами питания на период убытия из указанных организаций.
3. Если дети, указанные в абзаце первом настоящей части, не достигли 14-летнего возраста, родственникам (другим гражданам) возмещается стоимость проезда за ними (туда и обратно), но не более 2 раз в течение года, из расчета стоимости проезда в купейном вагоне скорого поезда.
4. Порядок назначения выплат, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством города Севастополя.
6. Порядок назначения и выплаты денежных средств, предусмотренных абзацем первым части 2 настоящей статьи, а также порядок возмещения стоимости проезда, предусмотренного абзацем вторым части 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством города Севастополя.
Статья 25. Порядок выплаты денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях (в том числе в приемных семьях), лиц из числа детей указанных категорий, а также детей, в отношении которых установлена предварительная опека (попечительство).
1. Денежные средства на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях (в том числе в приемных семьях), а также детей, в отношении которых установлена предварительная опека (попечительство), выплачиваются путем перечисления на открытые в банке лицевые счета подопечных не позднее 20 числа текущего месяца в размерах, установленных частью 1 статьи 18 настоящего закона, за исключением случаев назначения опекунов (попечителей) по заявлению родителей.
2. Выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых установлена предварительная опека (попечительство), производится со дня принятия органом опеки и попечительства постановления (распоряжения, приказа) о предварительной опеке (попечительстве) и осуществляется до прекращения предварительной опеки (попечительства).
3. Выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях (в том числе в приемных семьях), производится со дня принятия органом опеки и попечительства постановления (распоряжения, приказа) о назначении опекуна или попечителя и осуществляется до достижения подопечным возраста 18 лет, включая месяц его рождения, за исключением случаев досрочного прекращения выплат, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
4. Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в общеобразовательной организации, выплата денежных средств на их содержание производится до окончания ими общеобразовательной организации, за исключением случаев досрочного прекращения выплат, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
5. Выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях (в том числе в приемных семьях), прекращается в случаях:
1) прекращения опеки (попечительства) по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством;
2) усыновления (удочерения) подопечного;
3) помещения подопечного под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) выезда на постоянное место жительства подопечного за пределы города Севастополя;
5) признания подопечного безвестно отсутствующим или объявления его умершим.
6. Выплата денежных средств лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающемуся в общеобразовательной организации, прекращается в случаях:
1) исключения лица из общеобразовательной организации;
2) признания лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
3) смерти лица.
7. Выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях (в том числе в приемных семьях), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в общеобразовательной организации, в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, прекращается на основании постановления (распоряжения, приказа) органа опеки и попечительства о прекращении указанной выплаты с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникли обстоятельства, влекущие ее прекращение.
Статья 26.  Порядок выплаты денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей указанных категорий, находящихся под надзором в негосударственных организациях.
1. Денежные средства на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей указанных категорий, находящихся под надзором в негосударственных организациях, выплачиваются путем перечисления на открытые в банке лицевые счета лиц указанных категорий не позднее 20 числа текущего месяца в размерах, установленных настоящим законом.
2. Выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей указанных категорий, находящихся под надзором в негосударственных организациях, производится со дня зачисления ребенка в негосударственную организацию на основании постановления (распоряжения, приказа) органа опеки и попечительства о направлении в негосударственную организацию.
3. Выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под надзором в негосударственных организациях, прекращается в случаях:
1) установления опеки (попечительства) в отношении воспитанника негосударственной организации;
2) усыновления (удочерения) воспитанника негосударственной организации;
3) помещения воспитанника негосударственной организации под надзор в иную образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или в иную организацию, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) выпуска воспитанника из негосударственной организации;
5) признания воспитанника безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
6) смерти воспитанника негосударственной организации;
7) ликвидации негосударственной организации;
8) прекращения деятельности негосударственной организации в результате ее реорганизации;
9) исключения негосударственной организации, прекратившей свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
4. Выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей указанных категорий, находящихся под надзором в негосударственных организациях, прекращается на основании постановления (распоряжения, приказа) органа опеки и попечительства о прекращении указанной выплаты с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникли обстоятельства, влекущие ее прекращение.
Статья 27. Материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей указанных категорий.
1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей указанных категорий, не получившие одежду, обувь, мягкий инвентарь и оборудование (денежную компенсацию) и единовременное пособие в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", при трудоустройстве, призыве на военную службу, рождении ребенка, постановке на учет в службе занятости, по отбытию наказания, связанного с лишением свободы, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по утвержденным нормам (либо взамен денежной компенсацией), а также единовременным денежным пособием в размере 540 рублей в порядке, установленном Правительством города Севастополя.
2. Денежная компенсация и единовременное денежное пособие, предусмотренные настоящей статьей, выплачиваются за счет средств городского бюджета однократно.
Статья 28. Приемная семья. Меры социальной поддержки приемных семей
1. Статус приемной семьи как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условия и порядок заключения договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями определяются в соответствии с федеральным законодательством.
2. Приемным детям в многодетных семьях по выбору приемных родителей отдельные меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть заменены на аналогичные меры, предусмотренные законодательством для детей в многодетных семьях.
3. Приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, выделяется земельный участок в соответствии с земельным законодательством по нормам, установленным законом города Севастополя.
4. Приемная семья, создающая крестьянское (фермерское) хозяйство, имеет право на получение субсидии для нового строительства или расширения существующих жилых помещений.
5. Получение путевок для детей в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми осуществляется в соответствии с законодательством.
6. В случае если лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее находившееся на воспитании в приемной семье, продолжает проживать в той же семье и обучается в государственной или муниципальной общеобразовательной организации либо по очной форме в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, независимо от ее организационно-правовой формы, за исключением образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, семье выплачивается ежемесячное пособие до окончания указанным лицом обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет, в размерах, установленных настоящим законом для выплаты вознаграждения, причитающегося приемным родителям (родителю), в соответствии с размером ранее выплачиваемого вознаграждения.
Статья 29. Вознаграждение, причитающееся приемным родителям.
1. Приемным родителям (родителю) независимо от их образования, места работы, стажа, дохода ежемесячно выплачивается вознаграждение в следующих размерах:
1) в приемной семье, взявшей на воспитание не более трех детей, оставшихся без попечения родителей, - 4798 рублей за каждого приемного ребенка;
2) в приемной семье, взявшей на воспитание более трех детей, оставшихся без попечения родителей, - 6398 рублей за каждого следующего приемного ребенка.
2. В приемной семье, взявшей на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющего недостатки в физическом и (или) психическом развитии, хронически больного, состоящего на диспансерном учете с хроническим заболеванием в стадии декомпенсации и компенсации, подтвержденным справкой врачебной комиссии, вознаграждение приемным родителям (родителю) выплачивается ежемесячно в размере 7997 рублей за каждого такого ребенка.
3. Выплата вознаграждения, причитающегося приемным родителям (родителю), осуществляется органом опеки и попечительства в соответствии с договором о приемной семье.
Статья 30. Меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по оплате жилого помещения и отопления.
1. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, находящихся на территории города Севастополя, предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и отопления в виде:
1) освобождения от платы за жилое помещение (для нанимателей жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному фонду, - за содержание, ремонт и наем жилого помещения, для собственников жилых помещений - за содержание и ремонт жилого помещения);
2) освобождения от платы за отопление.
2. Установленные частью 1 настоящей статьи меры социальной поддержки предоставляются при условии, что в указанном жилом помещении не проживают иные граждане, а лица, перечисленные в части 1 настоящей статьи:
1)пребывают в образовательных организациях либо учреждениях социальной защиты населения;
2) проходят военную службу по призыву;
3) отбывают срок наказания в виде лишения свободы;
4) проживают у опекунов (попечителей) либо в приемных семьях.
3. Порядок предоставления указанных мер социальной поддержки и возмещения расходов по оплате жилого помещения и отопления устанавливается Правительством города Севастополя.
Статья 31. Меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей указанных категорий по ремонту жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности.
1. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей указанных категорий, имеющим жилое помещение, принадлежащее им на праве собственности и находящееся на территории города Севастополя, предоставляются меры социальной поддержки по ремонту данного жилого помещения в виде проведения бесплатного текущего ремонта жилых помещений, кровель, печей.
2. Указанные меры социальной поддержки предоставляются однократно и при условии, что в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности, не проживают иные граждане (включая членов семьи), а лица, указанные в части 1 настоящей статьи:
1) пребывают в образовательных организациях либо в учреждениях социальной защиты населения;
2) проживают у опекунов (попечителей) в семьях (в том числе в приемных);
3) отбывают наказание в виде лишения свободы;
4) проходят военную службу по призыву.
3. Порядок предоставления указанных мер социальной поддержки устанавливается Правительством города Севастополя.
Статья 32. Ежемесячная денежная компенсация оплаты найма (поднайма) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1. При невозможности обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением специализированного жилищного фонда города Севастополя им устанавливается ежемесячная денежная компенсация оплаты найма (поднайма) жилого помещения, принадлежащего гражданам или юридическим лицам. Выплата указанной компенсации производится до предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда города Севастополя в порядке, устанавливаемом Правительством города Севастополя.
2. Размер ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 1 настоящей статьи, не может превышать 2900 рублей.
Глава V. ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья 33. Защита прав детей с ограниченными возможностями здоровья.
Детям с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, обеспечивается право на достойное и полноценное участие в жизни общества. Для социальной поддержки и реабилитации таких детей органы исполнительной власти в соответствии с законодательством и в пределах своей компетенции создают образовательные организации, лечебные, санаторно-оздоровительные и другие реабилитационные учреждения, а также центры социальной помощи семье и детям, приюты, где дети получают адекватное их индивидуальным особенностям образование и воспитание.
Статья 34. Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным.
1. Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным, в размере 1000 рублей на каждого ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным, до достижения им возраста 18 лет назначается:
1) малоимущим семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным;
2) одинокому родителю (усыновителю, опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным;
3) семьям, где один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей) не работает в связи с осуществлением ухода за ребенком-инвалидом, ребенком, являющимся ВИЧ-инфицированным.
2. Порядок назначения и выплаты пособия, предусмотренного настоящей статьей, устанавливается Правительством города Севастополя.
Глава V.I. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ, ИХ ФИЗИЧЕСКОМУ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ, ПСИХИЧЕСКОМУ, ДУХОВНОМУ И НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ
Статья 35. Недопущение нахождения детей на объектах (на территориях, в помещениях), в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
1. Не допускается нахождение детей в возрасте до 18 лет:
1) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера;
2) в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
3) на крышах многоквартирных домов, объектах незавершенного строительства, строительных площадках, бесхозяйных объектах недвижимого имущества;
2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на указанных в части 1 настоящей статьи объектах (территориях, помещениях), а также родители (лица, их заменяющие) и лица, осуществляющие мероприятия с участием детей, обязаны обеспечивать соблюдение ограничений, установленных частью 1 настоящей статьи.
Статья 36 Недопущение нахождения детей в ночное время в общественных местах.
1. Не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в ночное время:
1) в общественных местах, в том числе на улицах, площадях, стадионах и иных спортивных сооружениях, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на автомобильных и железных дорогах, вокзалах, пристанях, автостанциях, аэропортах, остановках общественного транспорта, автозаправочных станциях, платных автостоянках, автомойках, а также территориях, прилегающих к гаражам в гаражных и гаражно-строительных кооперативах, в помещениях общего пользования в многоквартирных домах (лифты, колясочные, межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры), в кинотеатрах, дворцах и домах культуры, клубах, на концертных площадках, розничных рынках, водных объектах общего пользования, береговых полосах водных объектов общего пользования, пляжах, объектах промышленного и сельскохозяйственного назначения;
2) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые предназначены для обеспечения доступа к сети информационно-телекоммуникационной "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
2. Допускается пребывание детей в возрасте от 15 до 18 лет без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в ночное время на вокзалах, в транспортных средствах общего пользования, в общественных местах в случае их следования к месту учебы (и обратно) или лечения (и обратно) при наличии проездных документов (билетов).
3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на указанных в части 1 настоящей статьи объектах, а также родители (лица, их заменяющие), лица, осуществляющие мероприятия с участием детей, обязаны обеспечивать соблюдение ограничений, установленных частью 1 настоящей статьи.
Статья 37. Установление иных мест, нахождение в которых детей не допускается.
1. Для оценки предложений об определении иных мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и иных общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) и (или) лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей (далее - иные места, нахождение в которых детей не допускается.
2. Порядок формирования и порядок деятельности городской экспертной комиссии устанавливаются Правительством города Севастополя, муниципальных экспертных комиссий - представительными органами местного самоуправления.
3. В экспертные комиссии с предложениями об определении иных мест, нахождение в которых детей не допускается, вправе обратиться органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований , общественные организации, граждане.
4. Перечень иных мест, нахождение детей в которых не допускается, на всей территории города Севастополя устанавливается законом города Севастополя, на территории муниципального района, городского округа - решением представительного органа местного самоуправления муниципального района.
Глава VII. Защита прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства
Статья 38. Социальная поддержка несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства.
 1. Несовершеннолетние, признанные потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства, имеют право на получение социальной поддержки в виде квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами, предоставление которой осуществляется за счет средств городского бюджета.
Порядок организации предоставления указанной социальной поддержки утверждается Правительством города Севастополя .
2. Оплата труда адвоката по оказанию юридической помощи несовершеннолетним, признанным потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства, осуществляется в размерах, предусмотренных для оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.
3. Порядок оплаты труда адвоката и компенсации расходов, связанных с оказанием юридической помощи несовершеннолетним, признанным потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства, утверждается Правительством города Севастополя.
Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НОРМ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА.
Статья 39. Ответственность за нарушение прав семьи, ребенка, беременных женщин, матерей, отцов.
Ответственность за нарушение настоящего закона наступает в соответствии с действующим законодательством.
Статья 40. Вступление в силу настоящего закона.
Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее даты его официального опубликования.

Губернатор
города Севастополя                                  С.И. Меняйло