ПРОЕКТ Закона города Севастополя
Внесен Советом Ленинского муниципального округа города Севастополя
ЗАКОН
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА, ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ОРГАНА, ЧЛЕНА ВЫБОРНОГО ОРГАНА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Настоящий Закон определяет правовое положение депутата, выборного должностного лица, члена выборного органа местного самоуправления города Севастополя, устанавливает основные гарантии депутатской деятельности.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. Термины и понятия, используются в настоящем Законе в значениях, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», за исключением случаев прямо предусмотренных настоящим законом.
2. Депутат представительного органа внутригородского муниципального образования города Севастополя (далее – депутат) – лицо, избранное населением внутригородского муниципального образования города Севастополя (далее – муниципальное образование) в представительный орган внутригородского муниципального образования (далее – представительный орган муниципального образования) на муниципальных выборах на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами города Севастополя, уставом внутригородского муниципального образования.
3. Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
4. Депутатский запрос – это устное или письменное обращение депутата в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовой формы, общественные объединения, к соответствующим должностным лицам и руководителям по вопросам депутатской деятельности в порядке, предусмотренного статьёй 9 настоящего закона.
5. Парламентский запрос – это письменное обращение депутата или группы депутатов к органам государственной власти, органам местного самоуправления, в организации независимо от их организационно-правовой формы, общественные объединения по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к вопросам местного значения, и по вопросам своей депутатской деятельности, осуществляемое в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в порядке, предусмотренного статьёй 10 настоящего закона.
6. Право на приём в первоочередном порядке – право депутата на приём в первоочередном порядке (то есть первым из очереди) должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций независимо от их организационно-правовой формы, руководителями органов управления общественных объединений.
7. Член выборного органа местного самоуправления - лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования).
Статья 2. Правовые основы статуса депутата, выборного должностного лица, члена выборного органа местного самоуправления города Севастополя
1. Статус депутата, выборного должностного лица, члена выборного органа местного самоуправления города Севастополя устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, Уставом города Севастополя, настоящим Законом, иными законами города Севастополя, уставом и иными правовыми актами муниципального образования.
2. Депутат, выборное должностное лицо, член выборного органа местного самоуправления города Севастополя для осуществления своих полномочий взаимодействует с иными органами местного самоуправления, органами государственной власти, общественными объединениями, средствами массовой информации, организациями не зависимо от их организационно-правовой формы и физическими лицами.
3. Депутату, выборному должностному лицу, члену выборного органа местного самоуправления города Севастополя обеспечиваются и гарантируются необходимые условия для осуществления депутатских полномочий.
Статья 3. Удостоверение и нагрудный знак депутата, выборного должностного лица, члена выборного органа местного самоуправления города Севастополя
1. Депутат, выборное должностное лицо, член выборного органа местного самоуправления имеет удостоверение установленного образца, являющееся основным документом, подтверждающим личность и полномочия депутата, которым он пользуется в течение всего срока своих полномочий.
2. Описание удостоверения, порядок его выдачи, использования, изъятия, уничтожения регламентируется нормами правового акта муниципального образования.
3. Депутат, выборное должностное лицо, член выборного органа местного самоуправления может иметь нагрудный знак. Положение о нагрудном знаке депутата, выборного должностного лица, члена выборного органа местного самоуправления утверждается решением представительного органа муниципального образования.
Статья 4. Формы деятельности депутата
1. Депутат осуществляет свою деятельность в следующих формах:
1) участие в заседаниях представительного органа муниципального образования;
2) участие в работе и Постоянных комиссий представительного органа муниципального образования;
3) участие в работе комитетов, комиссий, рабочих групп муниципального образования, комитетов, комиссий рабочих групп органов государственной власти города Севастополя по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к вопросам местного значения, иных межведомственных комиссий;
4) внесение депутатского запроса;
5) участие в разработке проектов законов города Севастополя, вносимых представительным органом муниципального образования в Законодательное Собрание города Севастополяв порядке законодательной инициативы;
6) встречи с избирателями, прием избирателей, работа с их обращениями, информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов местного самоуправления;
7) контроль исполнения должностными лицами, органами местного самоуправления, органами государственной власти своих обязанностей и требований действующего законодательства по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к вопросам местного значения;
8) участие в организации и проведении местных референдумов, публичных слушаний, собраний, конференций и опросов граждан;
9) участие в организации территориального общественного самоуправления;
10) участие в организации и проведении общественных мероприятий на территории города Севастополя.
2. Депутат может осуществлять свою деятельность и в других формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, законами города Севастополя, уставом муниципального образования, правовыми актами муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами города Севастополя.
Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА
Статья 5. Участие депутата в заседаниях представительного органа муниципального образования
1. Депутат обязан лично участвовать в заседаниях представительного органа муниципального образования. Пропуск заседаний без уважительной причины не допускается. В случае невозможности присутствия на заседании представительного органа муниципального образования, комитета, комиссии по уважительной причине депутат заблаговременно информирует об этом соответственно председателя представительного органа муниципального образования, председателя комитета, комиссии.
2. Депутат своевременно информируется о времени и месте проведения заседаний представительного органа муниципального образования, о вопросах, вносимых на рассмотрение, а также получает все необходимые материалы по данным вопросам.
3. Депутат имеет право:
1) избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в представительном органе муниципального образования;
2) высказывать мнение по вопросам формирования создаваемых представительным органом муниципального образования органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или назначаемых представительным органом муниципального образования;
3) предлагать вопросы для рассмотрения представительным органом муниципального образования;
4) вносить проекты правовых актов совета для рассмотрения на его заседаниях;
5) вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений и другим актам представительного органа муниципального образования;
6) участвовать в разработке проектов правовых актов муниципального образования;
7) вносить предложения о заслушивании на заседании представительного органа муниципального образования внеочередного отчета или информации любого органа или должностного лица, подотчетного или подконтрольного представительному органу муниципального образования либо действующего на территории соответствующего муниципального образования и затрагивающего своими действиями интересы населения муниципального образования или вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации к вопросам местного значения;
8) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам, обращаться с запросами в установленном порядке;
9) оглашать на заседаниях представительного органа муниципального образования обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение;
10) объединяться в постоянные или временные депутатские группы и иные депутатские объединения. Порядок образования, регистрация и деятельность депутатских объединений определяется регламентом представительного органа муниципального образования.
4. Иные вопросы, связанные с работой представительного органа муниципального образования, регулируются действующим законодательством Российской Федерации, законами города Севастополя и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Статья 6. Участие депутата в работе комиссий представительного органа муниципального образования
1. Депутат обязан принимать личное участие в работе постоянных и временных комиссий представительного органа муниципального образования, членом которых он является. Депутат имеет право вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений.
2. Депутат может принимать участие в работе комиссий представительного органа муниципального образования, членом которых он не является, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.
3. Работа постоянных и временных комиссий представительного органа муниципального образования регламентируется нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Статья 7. Право депутата на прием в первоочередном порядке
1. По вопросам своей деятельности депутат имеет право на приём в первоочередном порядке должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций независимо от их организационно-правовой формы, руководителями органов управления общественных объединений.
Статья 8. Право депутата на получение и распространение информации
1. Депутат имеет право на получение от органов государственной власти, органов исполнительной власти города Севастополя, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы, общественных объединений, соответствующих должностных лиц и руководителей информации по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью.
2. Информация, на распространение которой федеральными законами установлены ограничения или отнесенная к государственной тайне, предоставляется депутату по письменному обращению в порядке, установленном федеральными законами.
Статья 9. Депутатский запрос
1. Депутат вправе устно или письменно обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовой формы, общественные объединения, к соответствующим должностным лицам и руководителям по вопросам депутатской деятельности с депутатским запросом.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовой формы, общественные объединения, их должностные лица и руководители, к которым депутат обратился по вопросам депутатской деятельности с депутатским запросом, обязаны дать депутату ответ на его обращение или предоставить запрашиваемые им документы или сведения безотлагательно, но не позднее, чем в пятнадцатидневный срок со дня получения обращения, если оно не требует дополнительного изучения или проверки.
3. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата с депутатским запросом дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов должностные лица и руководители, указанные в части 2 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом депутату в десятидневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 30 дней со дня получения обращения депутата.
4. Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов, в том числе на закрытых заседаниях. О дате рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее, чем за три дня.
Статья 10. Парламентский запрос
1. Депутат или группа депутатов имеет право обращаться с парламентским запросом к органам государственной власти, органам местного самоуправления, в организации независимо от их организационно-правовой формы, общественные объединения по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к вопросам местного значения, и по вопросам своей депутатской деятельности.
2. Парламентский запрос вносится на заседании представительного органа муниципального образования в письменной форме и рассматривается в соответствии с регламентом работы представительного органа муниципального образования. Оформление парламентского запроса производится в соответствии с регламентом представительного органа муниципального образования.
3. Орган или должностное лицо, к которому обращен парламентский запрос, дает ответ на него в устной форме (на заседании представительного органа муниципального образования с представлением ответа на электронном и печатном носителях) или в письменной форме в десятидневный срок со дня получения парламентского запроса.
4. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается на заседании представительного органа муниципального образования председательствующим либо представителем организации, ответившей на запрос.
Статья 11. Осуществление депутатом своих полномочий
1. Должностные лица обязаны оказывать депутату содействие в его деятельности, предусмотренной настоящим законом.
2. В целях осуществления своих полномочий депутат имеет право:
1) осуществлять контроль рассмотрения направленных им предложений, заявлений, обращений и требований;
2) участвовать в организации и контроле исполнения решений представительного органа муниципального образования;
3) участвовать при рассмотрении в органах местного самоуправления, органах государственной власти, организациях независимо от организационно-правовой формы, общественных объединениях вопросов, затрагивающих интересы избирателей, отнесенных федеральным законодательством к вопросам местного значения и(или) по вопросам своей депутатской деятельности;
4) проводить собрания или конференции своих избирателей, встречи с ними;
5) участвовать в работе различных объединений депутатов, избирателей, органов территориального общественного самоуправления, собраний трудовых коллективов, граждан по месту жительства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
6) требовать незамедлительного устранения нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, а в необходимых случаях обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с требованием о пресечении нарушения;
3. По поручению представительного органа муниципального образования депутат участвует в проверках исполнения решений представительного органа муниципального образования, принятых в пределах его компетенции, предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными или действующими на территории муниципального образования.
4. О результатах проверок депутат информирует представительный орган муниципального образования. В случае необходимости вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение.
5. Депутат принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов населения внутригородского муниципального образования, рассматривает поступившие предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий законному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан.
6. Депутат ответственен перед населением внутригородского муниципального образования, информирует население внутригородского муниципального образования о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
Статья 12. Помощник депутата
1. Депутат может иметь помощников.
2. Помощники депутата выполняют его поручения во взаимоотношениях с населением внутригородского муниципального образования, а также органами местного самоуправления, органами государственной власти, организациями независимо от организационно-правовой формы, общественными объединениями оказывают депутату организационно-техническую и консультативную помощь в осуществлении депутатских полномочий.
3. Деятельность помощника депутат ограничена сроком полномочий депутата.
4. Депутат несет ответственность за действия своего помощника и вправе лишить его статуса помощника депутата. Основанием для прекращения статуса помощника депутата является соответствующее заявление депутата.
5. Отношения, связанные с деятельностью помощника депутата, регламентируются представительным органом муниципального образования вправе.
Статья 13. Обязанности депутата
1. Депутат обязан:
1) руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Севастополя, законами города Севастополя, уставом муниципального образования, иными правовыми актами муниципального образования;
2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
3) регулярно, не реже 1 раза в месяц, вести прием избирателей;
4) рассматривать обращения граждан, организаций независимо от организационно-правовой формы, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления и давать на них ответы в пределах своей компетенции;
5) отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через официальный сайт муниципального образования;
6) соблюдать ограничения, связанные со статусом депутата;
7) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий депутата;
8) выполнять поручения председателя представительного органа муниципального образования;
9) выполнять поручения председателя постоянной комиссии, членом которой является депутат.
2. Депутат должен соблюдать нормы депутатской этики. В случае нарушения норм депутатской этики вопрос о поведении депутата по поручению представительного органа муниципального образования рассматривается создаваемой комиссией. Требования и нормы депутатской этики могут устанавливаться муниципальными правовыми актами.
3. Депутат выполняет иные обязанности, возложенные на него федеральными законами, законами города Севастополя, уставом муниципального образования и иными правовыми актами муниципального образования.
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 14. Гарантии депутату при осуществлении им своих полномочий
1. Депутату возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в порядке и размерах, устанавливаемых представительным органом муниципального образования.
2. Депутату, работающему на постоянной основе в представительном органе муниципального образования, за время работы выплачивается денежное содержание в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.
3. Депутату или группе депутатов для осуществления депутатской деятельности по решению представительного органа муниципального образования может быть предоставлено отдельное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и оргтехникой.
4. Гарантии прав депутатов представительного органа муниципального образования при задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов представительного органа муниципального образования, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.
Статья 15. Социальные гарантии депутата
1. Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в представительном органе муниципального образования на постоянной основе производится администрацией предприятий, учреждений, организаций по письменному заявлению депутата в указанный им срок.
2. Освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей депутата, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, производится администрацией предприятий, учреждений, организаций с сохранением средней заработной платы по основной работе на основании официального уведомления депутата. При этом требование каких-либо других документов не допускается.
3. Депутату, исполняющему свои полномочия на непостоянной основе, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется администрацией предприятия, учреждения, организации по месту его работы в срок, указанный в письменном заявлении депутата в соответствии с трудовым законодательством.
Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства о статусе депутата
1. Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов местного самоуправления, государственной власти, предприятий, учреждений, организаций законных требований депутатов либо создание им препятствий в осуществлении депутатской деятельности, а равно несоблюдение установленных настоящим законом сроков и порядка предоставления информации и ответов на запросы и обращения депутата или предоставление ими заведомо ложной информации влекут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
2. Неправомерное воздействие на депутата, членов его семьи и других его родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях воспрепятствования исполнения депутатских обязанностей, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
3. Оскорбление депутатов, в том числе при исполнении им депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его деятельности в искаженном виде влекут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
4. Нарушение положений настоящего закона, регулирующих вопросы депутатской неприкосновенности, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 17. Вступление настоящего закона в силу
1. Настоящий закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора города Севастополя Д.В. Овсянников
Проект разработан: Ведущим специалистом Аппарата Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя А.А. Ахременко
Проект внесен на рассмотрение Совета: Заместителем Председателя Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя Г.В. Прохватиловым
Глава внутригородского муниципального
образования, исполняющий полномочия
председателя Совета А.Р. Тицкий