Порядок внесения, принятия, обнародования и вступления в силу законов города Севастополя регулируется Федеральным законом от 14 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 10 июля 2014 года № 35-ЗС «О Законодательном Собрании города Севастополя», Законом города Севастополя от 29 сентября 2015 года № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя», Регламентом Законодательного Собрания города Севастополя.
В соответствии с Уставом города Севастополя право законодательной инициативы в Законодательном Собрании города Севастополя принадлежит депутатам, Губернатору города Севастополя, Правительству Севастополя, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Законодательного Собрания города Севастополя и Правительства Севастополя, прокурору города Севастополя, Общественной палате города Севастополя, представительным органам местного самоуправления.
Законодательная инициатива реализуется внесением в Законодательное Собрание города Севастополя проекта закона города Севастополя. До принятия Законодательным Собранием города Севастополя проекта закона, проекта постановления Законодательного Собрания города Севастополя в первом чтении (в том числе в ходе прений) субъект законодательной инициативы, внесший проект, имеет право официально отозвать проект письменным или устным заявлением на заседании Законодательного Собрания города Севастополя. В этом случае рассмотрение проекта прекращается.
В соответствии с Уставом города Севастополя законом города Севастополя:
1) утверждаются бюджет города Севастополя и отчет о его исполнении, представленные Губернатором города Севастополя;
2) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории города Севастополя;
3) утверждаются программы социально-экономического развития города Севастополя, представленные Губернатором города Севастополя;
4) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
5) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов города Севастополя и отчеты об их исполнении;
6) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью города Севастополя, в том числе долями (паями, акциями) города Севастополя в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
7) утверждаются заключение и расторжение договоров города Севастополя;
8) устанавливается порядок назначения и проведения референдума города Севастополя;
9) устанавливаются порядок проведения выборов в Законодательное Собрание города Севастополя и порядок проведения выборов Губернатора города Севастополя;
10) устанавливаются административно-территориальное устройство города Севастополя и порядок его изменения;
11) устанавливается система исполнительных органов государственной власти города Севастополя по представлению Губернатора города Севастополя;
12) устанавливаются награды города Севастополя (почетные звания, премии, стипендии), а также порядок награждения;
13) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами города Севастополя к ведению и полномочиям города Севастополя.
Законом города Севастополя от 29 сентября 2015 года № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» установлено, что официальным внесением в Законодательное Собрание города Севастополя проекта Закона считается внесение проекта на имя Председателя Законодательного Собрания города Севастополя.
Председатель Законодательного Собрания города Севастополя в течение двух дней со дня внесения проекта закона направляет его депутатам Законодательного Собрания города Севастополя, Губернатору города Севастополя и Прокурору города Севастополя.
Текст проекта закона города Севастополя подписывается внесшим его субъектом законодательной инициативы.
К проекту закона, проекту постановления Законодательного Собрания города Севастополя прилагается пояснительная записка с социально-экономическим и правовым обоснованием необходимости его принятия, прогнозом последствий принятия закона города Севастополя, постановления Законодательного Собрания города Севастополя. Кроме того, к ним прилагается перечень законов города Севастополя, указов Губернатора города Севастополя и постановлений Правительства Севастополя, имеющих нормативный характер, постановлений Законодательного Собрания города Севастополя, подлежащих признанию утратившими силу или изменению в связи с принятием данного закона, постановления Законодательного Собрания города Севастополя, а также перечень указанных правовых актов, принятие которых необходимо в целях реализации закона города Севастополя.
К проекту закона, реализация которого потребует финансовых затрат, а также к проекту закона об утверждении бюджета города Севастополя, внесении изменений в бюджет города Севастополя, установлении, введении или отмене налогов и сборов, освобождении от их уплаты, изменении условий налогообложения, об осуществлении городом Севастополем займов (заимствований), изменении финансовых обязательств города Севастополя прилагается финансово-экономическое обоснование, содержащее сведения об источниках и объемах их финансирования, а также финансово-экономическая экспертиза проекта, выполненная Контрольно-счетной палатой города Севастополя.
Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, проводится осуществляющими их подготовку государственными органами города Севастополя (должностными лицами), иными лицами, имеющими в соответствии с Уставом города Севастополя и законодательством города Севастополя право вносить в государственные органы города Севастополя проекты нормативных правовых актов, в целях, указанных в абзаце втором части 1 статьи 26.3-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и в порядке, определенном Правительством Севастополя.
Рассмотрение проекта закона города Севастополя в первом чтении
Председатель Законодательного Собрания либо выполняющий данные функции заместитель председателя Законодательного Собрания по каждому проекту закона не позднее трех рабочих дней определяет ответственный постоянный комитет или постоянную комиссию.
Если законопроект представлен с нарушением правил, установленных Регламентом Законодательного Собрания города Севастополя, он может быть возвращен председателем Законодательного Собрания инициатору такого законопроекта. После выполнения указанных правил субъект права законодательной инициативы вправе вновь внести законопроект в Законодательное Собрание.
Если представленный законопроект не был возвращён председателем Законодательного Собрания инициатору такого законопроекта, он подлежит размещению на официальном сайте Законодательного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Постоянные комитеты и комиссии Законодательного Собрания, юридическая служба Аппарата Законодательного Собрания, Контрольно-счетная палата, Губернатор города Севастополя, либо лицо, осуществляющее полномочия Губернатора города Севастополя в соответствии с Уставом города Севастополя, прокуратура города Севастополя, представляют свои заключения в ответственный постоянный комитет, постоянную комиссию или в подготовительную комиссию в срок, установленный председателем Законодательного Собрания.
В Законодательном Собрании города Севастополя по всем проектам правовых актов проводится правовая, лингвистическая, юридико-техническая экспертизы. Антикоррупционная экспертиза правовых актов проводится в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.
Альтернативные проекты законов рассматриваются одновременно. Альтернативный проект закона - законопроект, предмет правового регулирования которого полностью или частично совпадает с другим законопроектом.
Внесение изменений в законопроект до его рассмотрения в первом чтении не допускается, за исключением изменений юридико-технического характера, исправления грамматических ошибок и опечаток.
Рассмотрение проектов законов города, внесенных в Законодательное Собрание, осуществляется в двух чтениях, проводимых, как правило, в различные дни. Рассмотрение проектов законов в двух чтениях в один день допускается в случаях, предусмотренных законами города и Регламентом Законодательного Собрания города Севастополя.
Каждому чтению законопроекта, как правило, должно предшествовать его обсуждение в постоянных комитетах и постоянных комиссиях Законодательного Собрания.
В первом чтении законопроект должен быть последовательно проголосован за основу и (или) по разделам либо статьям.
По результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении Законодательное Собрание одобряет основные положения законопроекта, либо отклоняет его, либо направляет его на дополнительное рассмотрение в ответственный комитет, либо поручает его доработку другим органам.
В случае принятия законопроекта в первом чтении Законодательное Собрание может установить срок внесения поправок и подготовки его для второго чтения. Если Законодательным Собранием срок не установлен, поправки могут быть внесены до начала заседания ответственного постоянного комитета, постоянной комиссии или подготовительной комиссии, на котором принимается решение о готовности законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Если поправки к законопроекту содержат положения о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств города, другие положения, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета города, то такие поправки должны быть внесены не позднее двадцати четырех часов до начала заседания ответственного комитета, на котором принимается решение о готовности законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Ответственный постоянный комитет, постоянная комиссия или подготовительная комиссия рассматривает внесенные поправки к законопроекту и подготавливает его ко второму чтению. Представители органов и лица, внесшие поправки, вправе уточнять их текст в ходе обсуждения законопроекта постоянным комитетом, постоянной комиссией или подготовительной комиссией. Ответственный постоянный комитет, постоянная комиссия или подготовительная комиссия принимает решение об учете поправок и включает их в текст законопроекта.
Рассмотрение проекта закона города Севастополя во втором чтении
Во втором чтении проекта закона города, доработанный законопроект должен быть проголосован за основу и (или) по статьям, а также в целом. При голосовании по статьям каждая статья принимается за основу, обсуждаются и ставятся на голосование все поправки, отклоненные ответственным постоянным комитетом, постоянной комиссией или подготовительной комиссией и не включенные в текст законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении.
По решению Законодательного Собрания до проведения голосования по законопроекту в целом он может направляться в ответственный постоянный комитет, постоянную комиссию или подготовительную комиссию для проверки с участием юридической службы Законодательного Собрания на предмет отсутствия внутренних противоречий и противоречий с действующим законодательством, на предмет правильности взаимосвязи статей при внесении в законопроект поправок во втором чтении.
Закон города Севастополя считается принятым Законодательным Собранием, если за его принятие проголосовало большинство голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания, если федеральным законом, Уставом города Севастополя не предусмотрено иное. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Законодательного Собрания.
Подписание, опубликование, порядок вступления в силу законов города Севастополя
Закон города Севастополя, принятый Законодательным Собранием города Севастополя, в пятидневный срок направляется для подписания Губернатору города Севастополя.
Губернатор города Севастополя подписывает закон города Севастополя в четырнадцатидневный срок со дня получения закона города Севастополя. Губернатор города Севастополя в течение указанного срока вправе наложить вето на принятый Законодательным Собранием города Севастополя закон города Севастополя и направить его на повторное рассмотрение Законодательного Собрания города Севастополя со своими поправками или с отрицательным заключением.
Нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне).
Официальным опубликованием закона города Севастополя, постановления Законодательного Собрания города Севастополя считается первое размещение (опубликование) полного текста закона города Севастополя, постановления Законодательного Собрания города Севастополя на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 года № 198 "О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), либо на официальном сайте Законодательного Собрания города Севастополя (http://sevzakon.ru/), либо в официальном печатном средстве массовой информации Законодательного Собрания города Севастополя.
Законы города Севастополя и иные нормативные правовые акты города Севастополя вступают в силу в порядке, определенном Уставом города Севастополя.
Порядок рассмотрения закона, отклоненного Губернатором города Севастополя
В случае отклонения Губернатором города Севастополя принятого Законодательным Собранием закона города отклоненный закон возвращается в Законодательное Собрание.
Ответственный постоянный комитет, постоянная комиссия или подготовительная комиссия по итогам рассмотрения мотивированного заключения Губернатора и отклоненного им закона города Севастополя может рекомендовать Законодательному Собранию:
1) согласиться с основаниями решения Губернатора города Севастополя и снять закон с дальнейшего рассмотрения;
2) принять закон с учетом предложений Губернатора города Севастополя;
3) создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Губернатору города Севастополя направить для работы в ней своих представителей;
4) одобрить закон в ранее принятой редакции.
Председатель Законодательного Собрания после получения заключения постоянного комитета, постоянной комиссии или подготовительной комиссии включает вопрос о рассмотрении закона города Севастополя в повестку очередного пленарного заседания Законодательного Собрания.