ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
II созыва
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
III сессия
20 октября 2020 года № 286 г. Севастополь
Об обращении Законодательного Собрания города Севастополя в Правительство Российской Федерации по вопросу предоставления мер социальной поддержки трудоустроенным родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы
В соответствии со статьей 20 Устава города Севастополя, статьей 9 Закона города Севастополя от 10 июля 2014 года № 35-ЗС «О Законодательном Собрании города Севастополя» с целью повышения уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет или осуществляющих уход за инвалидами с детства I группы, Законодательное Собрание города Севастополя
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Принять обращение Законодательного Собрания города Севастополя в Правительство Российской Федерации по вопросу предоставления мер социальной поддержки трудоустроенным родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Направить настоящее Постановление в адрес Правительства Российской Федерации.
3. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать обращение, указанное в пункте 1 настоящего Постановления.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
города Севастополя В.В. Немцев
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания
города Севастополя от 20 октября 2020 года № 286
Обращение
Законодательного Собрания города Севастополя в Правительство Российской Федерации по вопросу предоставления мер социальной поддержки трудоустроенным родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы
Согласно открытым данным федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» численность детей-инвалидов в Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2020 года составляет 697 939 человек.
Родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» предоставляется ежемесячная выплата, размер которой с 1 июля 2019 года увеличен с 5 500 рублей до 10 000 рублей.
В 2019 году такую выплату получали почти 395 000 семей.
Период ухода засчитывается в страховой стаж ухаживающему лицу в размере 1,8 пенсионного коэффициента. Это позволяет неработающим родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям) сформировать свои пенсионные права для получения страховой пенсии.
Вместе с тем ежемесячная выплата предоставляется исключительно неработающим трудоспособным лицам. Учитывая рост цен на товары первой необходимости, повышение тарифов на коммунальные услуги, потребности семей, осуществляющих уход за детьми-инвалидами до 18 лет или инвалидами с детства I группы, в том числе в средствах реабилитации, родители (усыновители) или опекуны (попечители) детей-инвалидов или инвалидов с детства I группы начинают поиски дополнительных источников дохода. При этом такие лица вынуждены выбирать либо устройство на оплачиваемую работу в целях повышения материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи, либо получение ежемесячной выплаты.
По данным социальной паспортизации семей, растящих детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет, проведенной Всероссийской организацией родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) в 2018 году (проведено анкетирование 3 341 семьи в 48 регионах России), 67,8 процента неработающих матерей трудоспособного возраста, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, выразили желание работать на условиях полной или частичной занятости в случае сохранения предоставляемых в настоящее время мер социальной поддержки, предусмотренных для семей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет или осуществляющих уход за инвалидами с детства I группы.
В настоящее время сложилась судебная практика, согласно которой родители (усыновители) или опекуны (попечители), осуществляющие уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, фактически не осуществляющие трудовую деятельность, но имеющие статус индивидуального предпринимателя, адвоката, обязаны возвращать полученные денежные выплаты как излишне выплаченные. Также при установлении наличия права на получение ежемесячных выплат органы Пенсионного фонда Российской Федерации встают перед вопросом, являются ли неработающими лица трудоспособного возраста, которые осуществляют уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы и, преследуя благие цели, связанные с расширением спектра услуг для детей-инвалидов, создают социально ориентированные некоммерческие организации, общественные организации или руководят ими на безвозмездной основе.
Необходимо признать, что современные технологии позволяют работать дистанционно (удаленно), не отрываясь от тех, кто нуждается в постоянном присмотре и уходе. Начало распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 привело к масштабному применению режима работы вне стационарных рабочих мест, появилось понимание возможности работы в таком режиме для целых отраслей на государственном уровне. Внесение в Федеральное Собрание Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы» подтверждает перспективность трудоустройства на дистанционную работу.
В настоящий момент существует поручение Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации (от 2 апреля 2020 года № Пр-619) рассмотреть вопросы, касающиеся предоставления мер социальной поддержки родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, независимо от наличия у них какого-либо дохода в виде заработка, пенсии, пособия по безработице. Однако выполнение данного поручения потребует выделения дополнительных средств из бюджета, поэтому в современных сложных экономических условиях может быть отложено на неопределенное время.
Снятие ограничения на трудоустройство для получения мер социальной поддержки трудоустроенным родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, не только не потребует дополнительного финансирования со стороны государства, но и позволит улучшить как материальное положение таких семей, так и их социализацию.
Принимая во внимание вышеизложенное, депутаты Законодательного Собрания города Севастополя II созыва считают необходимым обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением:
1. С целью повышения уровня благосостояния и улучшения качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет или осуществляющих уход за инвалидами с детства I группы, рассмотреть вопрос о предоставлении ежемесячных выплат в том числе и трудоустроенным родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы;
2. При учете страхового стажа таких лиц применять положения части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Председатель
Законодательного Собрания
города Севастополя В.В. Немцев