ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
II созыва
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
V сессия
_________ 2021 года № ___ г. Севастополь
Об обращении Законодательного Собрания города Севастополя к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой по вопросу расширения круга лиц, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала
В соответствии со статьей 20 Устава города Севастополя, статьей 9 Закона города Севастополя от 10 июля 2014 года № 35-ЗС «О Законодательном Собрании города Севастополя», Законом города Севастополя от 29 сентября 2015 года № 185‑ЗС «О правовых актах города Севастополя» с целью повышения уровня благосостояния семей с детьми, которых одиноко воспитывают мужчины, Законодательное Собрание города Севастополя
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Принять обращение Законодательного Собрания города Севастополя к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой по вопросу расширения круга лиц, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала, согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Направить настоящее Постановление Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой.
3. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать обращение, указанное в пункте 1 настоящего Постановления.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
города Севастополя В.В. Немцев
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания
города Севастополя
от ________2021 года № ____
Обращение
Законодательного Собрания города Севастополя к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой по вопросу расширения круга лиц, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала
Уважаемая Татьяна Алексеевна!
В настоящее время наиболее значимым инструментом государственной финансовой поддержки семей, воспитывающих детей, остается материнский (семейный) капитал.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в приоритетном порядке дополнительные меры государственной поддержки в виде государственного сертификата на материнский (семейный) капитал предоставляются женщинам – гражданам Российской Федерации, родившим (усыновившим) ребенка. У мужчины (отца (усыновителя) ребенка), независимо от наличия у него гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства, право на дополнительные меры государственной поддержки по случаю рождения ребенка является производным от права женщины и может быть реализовано лишь в случае, когда возникшее у женщины право на указанные меры прекратилось по основаниям, установленным законом (в связи с ее смертью, объявлением ее умершей, лишением ее родительских прав и в других ситуациях отсутствия материнского попечения).
Право мужчины на указанные меры не является производным от права женщины только тогда, когда он является единственным усыновителем первого, второго ребенка или последующих детей.
Вместе с тем, учитывая современные тенденции в сфере миграции в Российской Федерации, в силу различных жизненных обстоятельств возникают ситуации, когда мужчины одиноко воспитывают своих детей, рожденных у женщин, не являющихся гражданами Российской Федерации. При этом отцы – граждане Российской Федерации, одиноко воспитывающие детей, не могут получить материнский (семейный) капитал в случае смерти или лишения родительских прав матери – гражданки иностранного государства.
Так, согласно апелляционному определению Волгоградского областного суда от 22 декабря 2017 года по делу № 33-19130/2017 гражданину Российской Федерации было отказано в признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ленинском районе Волгоградской области от 29 марта 2017 года № 35 об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал как единственному родителю несовершеннолетних детей в связи с отсутствием у умершей матери детей, являвшейся гражданской Республики Узбекистан, права на получение материнского (семейного) капитала.
На указанную проблему обратила внимание также и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москалькова в ходе заседания «круглого стола» на тему «Права и ответственность отцов», проведенного 14 августа 2020 года совместно с межрегиональной общественной организацией «Союз отцов». Отметив, что, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, за период с 2017 года по 2019 год было принято 138 решений об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отцам-одиночкам.
По результатам мониторинга рассматриваемого вопроса Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации было подготовлено обращение в адрес Председателя Правительства Российской Федерации с просьбой на законодательном уровне распространить право на получение материнского (семейного) капитала на отцов, одиноко воспитывающих двух и более детей, если матери этих детей, имевшие иностранное гражданство, умерли.
Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 1 марта 2021 года № МП-П45-2381 в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки в части расширения круга лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением (усыновлением) детей, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее также – законопроект).
Данным законопроектом предлагается распространить право на дополнительные меры государственной поддержки на мужчин – граждан Российской Федерации, одиноко воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных после 1 января 2007 года и имеющих гражданство Российской Федерации, а также первого ребенка, рожденного после 1 января 2020 года и имеющего гражданство Российской Федерации, в случае смерти женщины, не являвшейся гражданкой Российской Федерации, родившей указанных детей, либо лишения ее родительских прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также законопроектом предусматривается переход права на дополнительные меры государственной поддержки к детям в равных долях в случае смерти мужчины, одиноко воспитывающего детей.
Указанный законопроект был размещен 11 июня 2021 года на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для прохождения независимой антикоррупционной экспертизы. Срок окончания независимой антикоррупционной экспертизы истек 17 июня 2021 года. Дальнейшая судьба законопроекта не известна.
Принимая во внимание вышеизложенное, в целях повышения уровня благосостояния семей с детьми, которых одиноко воспитывают мужчины, Законодательное Собрание города Севастополя просит рассмотреть возможность скорейшего внесения на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в части расширения круга лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением (усыновлением) детей, разработанного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Принятие данного законопроекта позволит получать материнский (семейный) капитал семьям с детьми, которых одиноко воспитывают мужчины, наравне с другими семьями.
Председатель
Законодательного Собрания
города Севастополя В.В. Немцев