ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
II созыва
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
VIII сессия
11 мая 2023 года № 983 г. Севастополь
Об обращении Законодательного Собрания города Севастополя к Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину по вопросу усиления контроля за деятельностью организаций, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме
В соответствии со статьей 20 Устава города Севастополя, статьей 9 Закона города Севастополя от 10 июля 2014 года № 35-ЗС «О Законодательном Собрании города Севастополя», Законом города Севастополя от 29 сентября 2015 года № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, повышения уровня безопасности получателей социальных услуг в стационарной форме Законодательное Собрание города Севастополя
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Принять обращение Законодательного Собрания города Севастополя к Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину по вопросу усиления контроля за деятельностью организаций, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Направить настоящее Постановление Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
города Севастополя В.В. Немцев
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания
города Севастополя
от 11 мая 2023 года № 983
Обращение
Законодательного Собрания города Севастополя к Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину по вопросу усиления контроля за деятельностью организаций, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме
Уважаемый Михаил Владимирович!
В настоящее время на территории Российской Федерации осуществляют деятельность большое количество негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, как правило, гражданам пожилого возраста, которые также называются домами престарелых. Несомненно, деятельность таких организаций имеет высокую социальную значимость для общества.
Вместе с тем нерегулируемое развитие негосударственного сектора социального обслуживания граждан порождает риски. Так, в негосударственных организациях (например, в организациях для граждан престарелого возраста) имеют место чрезвычайные происшествия с трагическими последствиями, подтверждающие необходимость активизации государственных механизмов регулирования в данной сфере.
Согласно информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за последние пять лет известно как минимум о восьми чрезвычайных происшествиях, в которых трагически погибли люди.
В частности, 27 августа 2017 года в Красноярске произошел пожар в трехэтажном доме престарелых «Жемчужина». Жертвами чрезвычайного происшествия стали три человека, еще 34 человека удалось спасти. Пожар начался с бани, находящейся на соседнем участке в непосредственной близости с домом престарелых, в дальнейшем огонь перекинулся на террасу и верхний этаж здания, в котором проживали граждане пожилого возраста. В нарушение требований правил пожарной безопасности дом престарелых не имел автоматической сигнализации и оповещения о пожаре, запасных выходов на втором и третьем этажах. Частная организация, оказывающая платные услуги стационарного социального обслуживания по уходу за лицами преклонного возраста и инвалидами, не входила в региональный реестр поставщиков социальных услуг.
18 октября 2017 года в Иркутске при пожаре в частном доме-интернате для престарелых пострадали 14 человек, девять из них были госпитализированы с отравлениями продуктами горения. Позднее трое умерли в больницах. Причиной чрезвычайного происшествия стало короткое замыкание при эксплуатации сушильной машины. Социальное учреждение располагалось в двухэтажном здании в частном секторе и действовало незаконно, не значилось в региональном реестре поставщиков социальных услуг.
8 апреля 2020 года в Москве произошел пожар в частном доме престарелых «Третий возраст». В результате пожара, площадь которого составила 300 кв. м, погибли пять человек, 16 пострадавших были госпитализированы. Причиной возгорания стал взрыв паров топлива в котельной. Дом престарелых располагался в непринятом в эксплуатацию здании.
11 мая 2020 года в результате пожара в частном доме престарелых «Второй дом» в Красногорске (Московская область) погибли девять пожилых людей. Еще 10 пострадавших были госпитализированы, из них три человека умерли в больницах. В результате общее число жертв составило 12 человек. Причиной пожара стала неисправность электропроводки.
4 ноября 2020 года в Санкт-Петербурге произошел пожар в частном жилом доме, в котором располагался пансионат для престарелых. Возгорание возникло на кровле и втором этаже здания. На месте пожара были обнаружены тела трех погибших. Еще три человека были доставлены в больницу. Все погибшие были пожилыми людьми.
15 декабря 2020 года в результате пожара в частном пансионате «Дом милосердия» в селе Ишбулдино (Абзелиловский район, Башкирия) погибли 11 человек в возрасте от 53 до 80 лет. Пять человек спаслись, из них трое были госпитализированы. Пансионат не имел лицензии. Также в нем не было систем противопожарной защиты, не соблюдались противопожарные требования.
8 января 2022 года в Кемерове в результате пожара в двухэтажном частном пансионате для престарелых «Золотой век» погибли четыре человека. 48 человек были эвакуированы. Пожар начался с бойлерной из-за аварийного режима работы электрооборудования.
23 декабря 2022 года в Кемерове произошел пожар в социальном приюте. Площадь пожара составила 180 кв. м, выгорел весь второй этаж, где жили постояльцы. В результате чрезвычайного происшествия погибли 22 человека. По данным правоохранительных органов, заведение являлось незаконным. Причиной пожара стала неправильная эксплуатация печи.
Приведенные данные указывают на необходимость введения механизма управления сферой социального обслуживания, который позволил бы взять под контроль негосударственные (частные) организации социального обслуживания, минимизировать риски причиненного вреда и обеспечить получателям социальных услуг комфортное и безопасное проживание.
Таким механизмом может выступить лицензирование организаций в данной сфере, которое в настоящее время не предусмотрено.
На данный момент деятельность как государственных, так и негосударственных организаций социального обслуживания, предоставляющих гражданам социальные услуги в стационарной форме, регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», которым предусмотрено формирование и ведение в субъектах Российской Федерации реестра поставщиков социальных услуг. Для включения в этот реестр организациям социального обслуживания необходимо пройти проверку в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и в органах социальной защиты.
В соответствии с частью 2 статьи 25 указанного федерального закона включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе, в связи с чем большинство негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, предпочитают не входить в такой реестр. Кроме того, во избежание проверок на соответствие нормам и стандартам оказания социальных услуг такие организации при регистрации не указывают, что их деятельность связана с уходом за пожилыми людьми.
В целях недопущения трагических случаев, повышения уровня безопасности получателей социальных услуг в стационарной форме, а также усиления контроля за деятельностью организаций социального обслуживания, Законодательное Собрание города Севастополя просит рассмотреть возможность закрепления на законодательном уровне лицензируемого вида деятельности – деятельность по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста.
Председатель
Законодательного Собрания
города Севастополя В.В. Немцев