00:00
Версия для слабовидящих
Размер шрифта
A
A
A
Цвет фона
Законодательное Собрание города Севастополя
Главная » Законодательная деятельность » Проекты постановлений » 12/615 "Об обращении Законодательного Собрания города Севастополя в Правительство Российской Федерации по вопросу совершенствования нормативно-правового регулирования реализации прав граждан на получение начального общего, основного общего, среднего..." » Текст проекта постановления
Прямая видеотрансляция
МЕНЮ
Фотогалерея
Видеогалерея

Проект постановления Законодательного Собрания города Севастополя № 12/615 "Об обращении Законодательного Собрания города Севастополя в Правительство Российской Федерации по вопросу совершенствования нормативно-правового регулирования реализации прав граждан на получение начального общего, основного общего, среднего..."

  • Регистрационный номер: 12/615
  • Дата регистрации: 10.04.2024
  • Вид документа: Проект постановления ЗС Севастополя
  • Статус документа: Подготовка к рассмотрению (подписаться на rss-ленту обновления статуса)
  • Авторы документа: Глотова Елена Николаевна
  • Ответственный комитет (комиссия): Постоянный комитет Законодательного Собрания города Севастополя II созыва по образованию
  • Регистрация10.04.2024
    Рассмотрение
    Опубликовано

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
II созыва
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
X сессия
_________ 2024 года № ___ г. Севастополь

Об обращении Законодательного Собрания города Севастополя в Правительство Российской Федерации по вопросу совершенствования нормативно-правового регулирования реализации прав граждан на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования в части соблюдения требований безопасности, предъявляемых Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека к учебным изданиям, ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков

В соответствии со статьей 20 Устава города Севастополя, статьей 9 Закона города Севастополя от 10 июля 2014 года № 35-ЗС «О Законодательном Собрании города Севастополя», Законом города Севастополя от 29 сентября 2015 года № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» с целью защиты прав и законных интересов ребенка Законодательное Собрание города Севастополя

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

1. Принять обращение Законодательного Собрания города Севастополя в Правительство Российской Федерации по вопросу совершенствования нормативно-правового регулирования реализации прав граждан на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования в части соблюдения требований безопасности, предъявляемых Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека к учебным изданиям, ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков, согласно приложению к настоящему Постановлению.

2. Направить настоящее Постановление в Правительство Российской Федерации.

3. Обратиться к законодательным органам субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать обращение, указанное в пункте 1 настоящего Постановления.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
города Севастополя     В.В. Немцев

Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания города Севастополя

от «____» _____ 2024 года №___

Обращение
Законодательного Собрания города Севастополя в Правительство Российской Федерации по вопросу совершенствования нормативно-правового регулирования реализации прав граждан на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования в части соблюдения требований безопасности, предъявляемых Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека к учебным изданиям, ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков

Проблеме здоровья школьников государством уделяется достаточно внимания, но, судя по значительному количеству детей школьного возраста, имеющих отклонения в формировании осанки, сколиозы и плоскостопие, она остается нерешенной. Ортопедические патологии среди других заболеваний, выявляемых при медицинских осмотрах в детских поликлиниках России, выходят чуть ли не на первое место.

Происходит это по разным причинам, в том числе из-за веса школьного портфеля. Год от года он становится все тяжелее. Исследования показывают, что вес портфеля с учебниками у самых маленьких школьников – учеников начальных классов, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5–3 раза превышает допустимые гигиенические нормы.

В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 16 августа 2016 года «О требованиях безопасности, предъявляемых к учебным изданиям, ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков» максимальный вес учебника не должен превышать:

- 300 г – для 1–4-х классов;

- 400 г – для 5–6-х классов;

- 500 г – для 7–9-х классов;

- 600 г – для 10–11-х классов.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:

- 1,5 кг – для 1–2-х классов;

- 2 кг – для 3–4-х классов;

- 2,5 кг – для 5–6-х классов;

- 3,5 кг – для 7–8-х классов;

- 4,0 кг – для 9–11-х классов.

Указанные разъяснения непосредственно установлены положениями пункта 197 подраздела «Гигиенические требования к печатным учебным изданиям» раздела VII «Гигиенические требования к печатным учебным изданиям для общего образования и профессионального образования, электронным учебным изданиям» санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2.

Ограничения существуют, о них задумываются немногие, а выполняют и вовсе единицы. Не осуществляют проверку соблюдения требований действующего законодательства относительно недопущения превышения установленных норм общего веса школьного портфеля и принадлежностей и организации, осуществляющие образовательную деятельность. Они не придают никакого значения тяжести портфеля школьников и, соответственно, не фиксируют данные нарушения.

По сведениям родительской общественности, фактический вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий складывается из веса самого портфеля, учебников, учебных пособий, школьных принадлежностей, в том числе тетрадей, обложек на учебники, папки для тетрадей, пенала, канцелярских принадлежностей, спортивной формы и обуви, наборов для рукоделия, акварельных красок и кисти, альбома для рисования, пластилина, а также питьевой воды или напитка, фруктов, еды, которыми родители дополняют портфель своих детей. Поэтому требование соблюдать оптимальное соотношение веса ранца с учебниками и тетрадями к весу ребенка – 1:10, установленное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, практически невыполнимо.

Между тем ношение портфеля, вес которого превышает допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы ребенка, приводит к быстрой физической утомляемости и увеличению нагрузки на сердце. В ближайшем будущем это приведет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку школьника, может вызвать радикулит и другие заболевания. Нагрузка на шею и плечи провоцирует головные боли, а повреждение позвоночника приводит к таким проблемам, как сутулость и сколиоз. Тяжелые рюкзаки школьников вызывают недостаточный приток крови к конечностям, они – виновники болей в шее и пояснице, а искаженная осанка снижает способность дышать из-за давления на легкие. Излишний вес рюкзака становится причиной аномального роста костей у ребенка. Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов, что особо тяжело может сказаться на здоровье девочек – будущих мам.

Частью 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) регламентировано, что учащимся школ бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Дополнительно письмом Минобрнауки России от 18 марта 2016 года № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)» отмечено, что с 1 января 2015 года все учебники, включенные в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, представлены как в печатной, так и в электронной формах. При этом общеобразовательная организация, в соответствии с Законом об образовании, самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ, выбирает форму учебного издания.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 16 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ, что отвечает современному бурному развитию инновационных и, прежде всего, цифровых технологий и ряду стратегических документов, включая приоритетные проекты в сфере образования и проекты национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни является стратегической задачей любого государства и одной из глобальных задач человечества, поэтому все прогрессивные страны идут по пути облегчения веса портфеля учеников. Даже в развивающейся стране Уругвае правительством были выделены государственные средства на приобретение ноутбуков для каждого школьника младших классов. Хотя каждому российскому гражданину Конституцией Российской Федерации гарантировано право на бесплатную медицинскую помощь, охрана здоровья и мероприятия по профилактике заболеваний детей обойдутся государству неизмеримо меньше и в экономическом, и в стратегическом аспекте.

Вес школьного портфеля давно вырос до проблемы общероссийского уровня и продолжает являться одной из самых злободневных тем, поднимаемых родительской общественностью в сфере образования.

С целью охраны здоровья детей и молодежи постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 утверждены санитарные правила

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые также устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности и оказания услуг по воспитанию и обучению.

В соответствии с пунктом 3.4.6 указанных санитарных правил обучающиеся 1–4-х классов размещаются в закрепленных за каждым классом учебных кабинетах, за исключением обучения, требующего специального оборудования. Для учащихся 5–11-х классов предусмотрена, как правило, кабинетная система.

Учитывая изложенное, в целях соблюдения требований безопасности, предъявляемых Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека к учебным изданиям, ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков, а также предупреждения развития заболеваний школьников для формирования здоровой нации просим Правительство Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат по обеспечению предметных учебных кабинетов общеобразовательных организаций электронными устройствами для персонального использования учащимися во время учебного процесса, а также включения персональных электронных устройств в перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования;

2) рекомендовать руководителям общеобразовательных организаций  обеспечить предметные учебные кабинеты комплектом учебников из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных общеобразовательных программ, по соответствующему учебному предмету 5–11-х классов обучения с целью их использования на уроке учащимися из расчета одно печатное издание на одну парту для двух учеников и второго комплекта учебников для каждого учащегося начальных классов;

3) рекомендовать руководителям общеобразовательных организаций предусмотреть в кабинетах начальных классов дополнительные места с целью оборудования их мебелью для хранения личных вещей учеников: органайзеров, набора красок, тетрадей, формы для занятий физкультурой, сменной обуви и тому подобное.

Председатель
Законодательного Собрания
города Севастополя                                                              В.В. Немцев