ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
III созыва
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
II сессия
_________ 2025 года № ___ г. Севастополь
Об обращении Законодательного Собрания города Севастополя к Министру труда и социальной защиты Российской Федерации А.О. Котякову о необходимости выработки единой правовой позиции при досрочном назначении страховой пенсии женщинам, родившим трех и более детей
В соответствии со статьей 20 Устава города Севастополя, статьей 9 Закона города Севастополя от 10 июля 2014 года № 35-ЗС «О Законодательном Собрании города Севастополя», Законом города Севастополя от 29 сентября 2015 года № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» с целью недопущения ограничения прав женщин, родивших трех и более детей, на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 11, 12, части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Законодательное Собрание города Севастополя
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Принять обращение Законодательного Собрания города Севастополя к Министру труда и социальной защиты Российской Федерации А.О. Котякову о необходимости выработки единой правовой позиции при досрочном назначении страховой пенсии женщинам, родившим трех и более детей, согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Направить настоящее Постановление Министру труда и социальной защиты Российской Федерации А.О. Котякову.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
города Севастополя В.В. Немцев
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания
города Севастополя
от _________ 2025 года № ____
Обращение
Законодательного Собрания города Севастополя к Министру труда и социальной защиты Российской Федерации А.О. Котякову о необходимости выработки единой правовой позиции при досрочном назначении страховой пенсии женщинам, родившим трех и более детей
Уважаемый Антон Олегович!
Подпунктом «в» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 года № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» установлено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации гарантируется досрочное назначение женщинам страховой пенсии по старости в связи с рождением и воспитанием трех и более детей.
Согласно пунктам 1, 11, 12 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 15 лет:
- женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет;
- женщинам, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 56 лет;
- женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет.
На практике ситуация с досрочным назначением страховой пенсии по старости на основании указанной выше нормы Федерального закона неоднозначна: в ряде случаев Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации отказывает в досрочном назначении пенсии, мотивируя это тем, что дети или один из них рождены не в России, а при определении права на досрочную страховую пенсию по старости учитываются только дети, рожденные на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР.
При этом имеется противоположная судебная практика по данному вопросу.
Так, Первый кассационный суд общей юрисдикции определением от 17 сентября 2024 года по делу № 88-24876/2024 отменил решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции, мотивируя это тем, что условиями назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 12 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является факт рождения на территории Российской Федерации либо на территории РСФСР у женщины трех детей и воспитание их до достижения возраста 8 лет в совокупности с условиями достижения возраста 57 лет, страхового стажа 15 лет.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30 июля 2024 года по делу № 88-17988/2024, наоборот, мотивировано тем, что решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии не может быть признано законным, поскольку законом не предусмотрено в качестве условий для назначения пенсии рождения детей именно на территории Российской Федерации. Аналогичный вывод содержится в определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2025 года № 88-1032/2025.
Имеются и иные подобные решения судов с противоположной практикой, что свидетельствует об отсутствии единого подхода при назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 11, 12 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Разное мнение при применении одной и той же нормы вызывает недоверие у граждан к органам государственной власти.
Принимая во внимание вышеизложенное, просим рассмотреть возможность выработки единой правовой позиции при назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 11, 12 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с целью недопущения ограничения такого права у женщин, родивших трех и более детей, а также во избежание необоснованных отказов им в назначении досрочной страховой пенсии по старости и последующего обжалования таких отказов в судебных инстанциях.
Председатель
Законодательного Собрания
города Севастополя В.В. Немцев