00:00
Версия для печати
Версия для слабовидящих
Размер шрифта
A
A
A
Цвет фона
Законодательное Собрание города Севастополя
Главная » Органы и институты публичной власти » Прокуратура
Прямая видеотрансляция
Фотогалерея
Видеогалерея

Прокуратура

Официальный сайт Прокуратуры города Севастополя: http://sevproc.ru/

Информация Прокуратуры города Севастополя о состоянии законности и правопорядка в городе Севастополе и о проделанной работе по их укреплению за 2015 год

Прокуратура разъясняет

Основания для прослушивания телефонных переговоров

Прослушивание телефонных переговоров зачастую вызывает обеспокоенность граждан по поводу ограничения их конституционных прав и свобод. Указанный вопрос все чаще становится предметом освещения различными источниками СМИ, причем со значительным преувеличением возможностей оперативно-розыскных органов. В действительности же массовое прослушивание граждан противоречит основополагающим принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации, кроме того дискреционная возможность правоприменения у правоохранительных органов отсутствует, напротив, их действия в данной сфере четко регулируются действующим законодательством.

Так, статья 2 Конституции Российской Федерации предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Часть 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

В соответствии с частью 1 статьи 186 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации контроль и запись переговоров допускается при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела.

Одним из обязательных условий для проведения указанного следственного действия является наличие возбужденного уголовного дела. Разрешение на проведение такого следственного действия предоставляется органу, осуществляющему предварительное расследование, исключительно на основании решения суда.

Также прослушивание телефонных переговоров осуществляется при проведении оперативно-розыскной деятельности в качестве одного из оперативно-розыскного мероприятия, полный перечень которых указан в статье 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Федеральный закон №144-ФЗ).

Однако существует необходимое для этого условие, закрепленное в статье 8 Федерального закона №144-ФЗ.

Так, прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Произвольное же прослушивание и съем информации влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную статьей 138 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Резюмируя указанную информацию, необходимо отметить, что для реализации компетентными органами такого мероприятия как прослушивание телефонных и иных переговоров, высший законодательный орган Российской Федерации предусмотрел исчерпывающий перечень условий, которые закреплены в приведенных выше Федеральных законах.

Таким образом, неукоснительное соблюдение Закона избавит правоохранительные органы от необходимости и целесообразности прослушивать мобильные телефоны и иные средства связи граждан.

Прокуратура города Севастополя. Ноябрь 2016 г.

Перечень лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарств

Право на получение бесплатных лекарств имеют, в частности, следующие категории лиц:

1. Граждане при оказании им в рамках программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи: первичной медико-санитарной помощи в дневном стационаре и в неотложной форме, специализированной, скорой, паллиативной медицинской помощи в стационаре - в отношении лекарств, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 2724-р (ч. 2 ст. 80 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

2. Граждане, имеющие право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в рамках первичной медико-санитарной помощи (ст. ст. 6.1, 6.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).

3. Дети в возрасте до шести лет из многодетных семей - в отношении лекарств, приобретаемых по рецептам врачей (пп. "б" п. 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431).

4. Инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы - в отношении лекарств, выдаваемых по рецептам врачей (п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 N 1157).

5. Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом (п. 4 ст. 14 Закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ).

6. ВИЧ-инфицированные, а также граждане, нуждающиеся в проведении профилактического лечения ВИЧ-инфекции (п. 1 ст. 4 Закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ; п. 1 Положения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 05.12.2005 N 757).

7. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы (п. 2 ст. 16 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).

8. Сотрудники органов внутренних дел РФ (в том числе полиции) (ч. 1 ст. 11 Закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ; ч. 2 ст. 45, ч. 2 ст. 56 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ).

9. Лица, имеющие специальные звания и проходящие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 10 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).

10. Граждане, занятые на работах с химическим оружием, и граждане, получившие профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием (ст. 7, п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона от 07.11.2000 N 136-ФЗ).

11. Граждане, страдающие злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также граждане после трансплантации органов (тканей) (пп. 2 п. 34 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утв. Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н; ч. 9.2 ст. 83 Закона N 323-ФЗ).

12. Граждане, имеющие право на получение лекарств бесплатно или со скидкой за счет средств бюджетов субъектов РФ в соответствии с установленными Перечнями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 (пп. 3 п. 34 Порядка N 1175н).

13.Граждане, страдающие заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности (ч. 9 ст. 83 Закона N 323-ФЗ).

14. Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы (граждане РФ) (ч. 2 ст. 2 Закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ).

15. Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы (граждане РФ) (п. 2 ст. 4 Закона от 15.01.1993 N 4301-1).

16. Лица в составе Российской антарктической экспедиции (ч. 13 ст. 5 Закона от 05.06.2012 N 50-ФЗ).

Указанный перечень лиц не является исчерпывающим. Региональное законодательство может определять дополнительный круг лиц, имеющих право на получение бесплатных лекарств.

Прокуратура города Севастополя. Октябрь 2016 г.

Порядок получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации

Разрешение на временное проживание подтверждает право иностранного гражданина временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство. Такое разрешение оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

При этом, проживающий в стране на основании разрешения на временное проживание человек имеет право свободно выезжать за пределы России и возвращаться обратно, но срок его нахождения за пределами Российской Федерации не должен превышать шести месяцев, так как в противном случае указанное разрешение аннулируется.

Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин или лицо без гражданства должны обратиться в подразделение МВД, занимающееся вопросами миграции (ранее органы Федеральной миграционной службы) и представить следующие документы:

  1. Заявление установленной формы в 2-х экземплярах.
  2. Документ, который подтверждает право иностранца проживать вне государства его гражданской принадлежности (вид на жительство либо иной).
  3. Удостоверение личности иностранного гражданина.
  4. Справка или иной документ, выданный учреждением здравоохранения Российской Федерации или государства постоянного проживания, о том, что заявитель не имеет инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и не наркозависим.
  5. Сертификат, который подтверждает, что заявитель не заражен ВИЧ-инфекцией.
  6. Подтверждение оплаты государственной пошлины.
  7. Сертификат на знание русского языка, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации или документ его заменяющий.
  8. Документ об отсутствии судимости.
  9. 2 фотографии размером 3 на 4 мм в черно-белом или цветном исполнении (для лиц без гражданства 3 фотографии).

Если какой-либо из документов подается на иностранном языке, то к нему обязательно прикладывается перевод на русский язык. Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.

Получение разрешения на временное проживание

Получение разрешения на временное проживание осуществляется в территориальном подразделении УМВД России по г. Севастополю, занимающемся вопросами миграции (ранее Федеральной миграционной службы) по месту подачи заявления. Отметка о получении ставится в удостоверение личности иностранного гражданина. Если на разрешение на временное проживание претендует лицо без гражданства, оно выдается ему отдельным документом. Разрешение на временное проживание выдается на 3 года и не продлевается.

Льготный вариант получения разрешения на временное проживание

Разрешение на временное проживание в отдельных случаях может выдаваться без учёта квоты. Одним из таких случаев является получение разрешения на временное проживание в связи со вступлением в брак, которое признается в качестве льготного варианта получения разрешения на временное проживание для гражданина иностранного государства или лица без гражданства — то есть без учета квоты, установленной для каждого субъекта Российской Федерации.

Для того чтобы претендовать на получение разрешения на временное проживание по браку, гражданином должны быть соблюдены следующие условия:

- он должен находиться в браке с гражданином Российской Федерации;

- брак должен быть официально зарегистрирован;

- у супруга иностранного гражданина должно быть место жительства в Российской Федерации.

Поэтому в качестве дополнительных документов к общему списку гражданин, претендующий на получения разрешения на временное проживание по браку, должен предоставить свидетельство о браке и паспорт супруга — гражданина Российской Федерации.

Кроме того, разрешение на временное проживание можно получить в случае рождения на территории РСФСР.

Получение разрешения на временное проживание несовершеннолетним гражданином

Если гражданин, который претендует на получение разрешения на временное проживание, не достиг совершеннолетия или является ограниченно дееспособным/недееспособным, то вместо него все необходимые документы подают родители или законные представители.

Необходимы следующие документы для оформления разрешения на временное проживание:

  1. Заявление, подписанное родителем или законным представителем в 2-х экземплярах.
  2. Удостоверение личности несовершеннолетнего.
  3. Документ, который подтверждает, что заявитель является ограниченно дееспособным/недееспособным.
  4. Если документы подает законный представитель, он должен представить документ, подтверждающий его полномочия.
  5. Если ребенку от 10 до 18 лет, необходимо приложить его согласие на переезд в Российскую Федерацию, заверенное нотариусом.
  6. Документ об отсутствии судимости у лица, достигшего 14 лет.
  7. Сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.
  8. Медицинская документация, подтверждающая, что гражданин не имеет инфекционных заболеваний и не наркозависим.
  9. Документ, который разрешает иностранному гражданину проживать вне пределов государства его гражданской принадлежности.
  10. 10. 2 фотографии формата 3x4.

Обжаловать отказ в выдаче разрешения на временное проживание можно в течение 3 дней в вышестоящее подразделение МВД России по г. Севастополю, занимающееся вопросами миграции или в суд.

Прокуратура города Севастополя. Октябрь 2016 г.

Порядок уплаты транспортного налога физическими лицами

В 2015 году на территории города федерального значения Севастополя введен транспортный налог. Порядок, ставки и сроки уплаты названного налога установлены Законом города Севастополя от 14.11.2014 № 75-ЗС «О транспортном налоге». 

В соответствии с данным законом налоговые ставки на территории города Севастополя устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

5,00

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

7,00

выше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

25,00

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

75,00

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

100,00

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

2,00

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

4,00

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

8,00

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

9,00

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

18,00

Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

5,00

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

8,00

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

10,00

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

13,00

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

17,00

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

5,00

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

17,00

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

35,00

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

20,00

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

70,00

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

30,00

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

150,00

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

50,00

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

100,00

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

30,00

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

50,00

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

40,00

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

400,00

Уплата налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Местом нахождения водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) является место государственной регистрации транспортного средства. Для воздушных транспортных средств - место жительства (место пребывания) физического лица - собственника транспортного средства. Для иных транспортных средств - место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

При этом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации местом жительства физического лица является адрес, по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. Местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу, по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим календарным годом.

От уплаты транспортного налога освобождаются:

- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно, кроме воздушных транспортных средств, яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов;

- ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно, кроме воздушных транспортных средств, яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов;

- инвалиды Великой Отечественной войны; инвалиды 1 и 2 группы; инвалиды, имеющие ограничения способности к трудовой деятельности II и III степеней; инвалиды детства на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно, кроме воздушных транспортных средств, яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов;

- один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно, кроме воздушных транспортных средств, яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов;

- физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральными законами от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно, кроме воздушных транспортных средств, яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов.

- лица, которые воспитывают троих и более несовершеннолетних детей, и дома семейного типа, воспитывающие более пяти несовершеннолетних детей, полностью освобождаются от уплаты налога на принадлежащее им одно транспортное средство с мощностью двигателя до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно, кроме воздушных транспортных средств, яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов, а размер ставки налога на последующее транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно, кроме воздушных транспортных средств, яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов, снижается на 50 процентов (на одно транспортное средство по их выбору).

Указанные налоговые льготы предоставляются при условии предоставления налоговым органам документов, подтверждающих право на льготы.

Граждане, имеющие право на льготу, при наличии нескольких объектов налогообложения освобождаются от уплаты налога только по одному транспортному средству по их выбору.

Прокуратура города Севастополя. Октябрь 2016 г.

Как не стать жертвой мошенничества, в том числе телефонного

Органами прокуратуры города проведен анализ поступающих в органы прокуратуры и правоохранительные органы города сообщений и заявлений граждан о фактах правонарушений мошеннического характера, совершенных в отношении них или их близких родственников.

Уголовным кодексом Российской Федерации (статья 159) предусмотрена уголовная ответственность за совершения мошенничества, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления.

Несмотря на проводимый комплекс профилактических мероприятий, направленных на борьбу с мошенниками, в том числе и «телефонными», отмечается резкое возрастание, начиная со второй половины 2014 года, проявлений «телефонного мошенничества», и борьба с этим видом преступлений обостряется.

На территории нашего города только в текущем году зарегистрировано 330 фактов мошенничества, из них каждое третье телефонное.

Мошенничество все больше приобретает новые свойства, оно становится особым видом информационного воздействия на человеческую психику.

Данный вид преступного посягательства относится к категории технически сложных по замыслу и исполнению преступлений. Для его осуществления злоумышленники часто объединяются в группы с четким распределением ролей в процессе подготовки и реализации преступного замысла. Организаторы и исполнители нередко обладают знаниями в области психологии.

В ходе расследования ряда уголовных дел органами внутренних дел установлено, что совершением большинства указанных преступлений занимаются осужденные лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

В своем большинстве преступниками при совершении преступлений используются следующие схемы:

1. Произвольно набирается номер телефона, после чего злоумышленник на «искаженном» языке представляется родственником (сыном), якобы совершившем ДТП, либо задержанным сотрудниками полиции за совершение преступления. На вопрос: «что с голосом?» сообщают, что разбита губа, сломана челюсть и т.д., и разговаривать он не может, после чего, передает трубку телефона другому лицу. Представившись следователем либо сотрудником ГИБДД сообщник поясняет, что для того чтобы родственника отпустили и не возбуждали в отношении него уголовное дело, необходимо посредством электронного перевода перечислить денежные средства на указанных им лиц, либо передать наличными человеку, который лично прибудет для их получения. Другой вариант указанного преступления, где жертвой преступления являются подростки, выглядит примерно так - злоумышленники, услышав голос ребенка, взявшего телефон, представляются приемной «Деда Мороза» либо его доверенными лицами и предлагают ребенку заказать себе и родителям подарки на Новый год, в ходе разговора с ребенком злоумышленник узнает адрес его проживания, после чего просит собрать дома золотые изделия, деньги, сложить эти вещи в пакет и выбросить в форточку, где этот пакет уже ждет соучастник.

2. Рассылаются SMS-сообщения с текстом: «обслуживание вашей банковской карты заблокировано» и указываются номера телефонов, по которым можно узнать информацию по данному факту. После того как граждане перезванивают на указанные номера, преступники представляются сотрудниками банков, в ходе разговора узнают, является ли гражданин владельцем банковской карты, если да, то сообщают, что с банковской картой возникли проблемы, и в целях исключения блокировки, необходимо немедленно через банковский терминал протестировать и произвести активацию банковской карты. Гражданин, введенный в заблуждение, через банковский терминал, по указанию злоумышленников, осуществляет перевод денежных средств со своего счета на счет указный ими же, а также производит оплату различных услуг, включая оплату услуги связи.

3. Размещаются заведомо ложные объявления на страницах сети Интернет или в средствах массовой информации, например, в газете «Экспресс» и др., о продаже различных товаров, после того как преступники получают задаток за обещанный товар по «Блиц» переводу, либо на счет сотового телефона, они прерывают связь с покупателями, не предоставив товар.

4. Рекламируются биологически-активные добавки в радиопередачах. Граждане, заинтересовавшиеся в приобретении указанной продукции, сами перезванивают по указанным многоканальным телефонам. В ходе телефонных разговоров у граждан (а это, чаще всего, престарелые, одиноко проживающие граждане) узнается личная информация. В дальнейшем, на номер телефона гражданина перезванивают злоумышленники, представляясь государственными служащими, сотрудниками банка, социальных служб либо пенсионного фонда и т.д., предлагают материальную выгоду. Например, компенсация в ходе реализации президентской программы для ветеранов войны или тружеников тыла, в обмен на перевод «незначительной» денежной суммы на расчетные счета. В дальнейшем, если сумеют заинтересовать граждан в «получении больших денег», выманивают у них еще более крупные суммы.

Отличие мошенничества от других видов хищений заключается в том, что потерпевшая сторона, введенная злоумышленником в заблуждение, добровольно и сознательно передает последнему имеющиеся денежные средства в надежде получить материальную выгоду или избежать нежелательных последствий. Мошенничество совершается всегда открыто для потерпевшего, но связано с введением его в заблуждение относительно тех или иных фактических обстоятельств. При этом обман обнаруживается, как правило, не сразу, а через определённый период времени, позволяющий мошенникам не только полностью завладеть имуществом, но и скрыть какие-то важные обстоятельства.

Чтобы не стать жертвой телефонных мошенников, нужно придерживается простых правил:

1. Ни в коем случае не доверяйте телефонным звонкам (якобы родственников совершивших ДТП, либо задержанных полицией) с просьбой о материальной помощи. Выясните, кто находится с Вами на связи, как его фамилия, имя, сколько ему лет, откуда он родом, где находится, знает ли он хорошо Ваших родственников и друзей, в том числе как он выглядит. Конкретные вопросы поставят мошенника в тупик, он начнет врать либо прервет звонок. Кроме того, передача денег лжесотруднику полиции за то, чтобы в отношении родственника не возбуждали уголовное дело, может квалифицироваться по ст. 291 УК РФ (дача взятки должностному лицу лично или через посредника).

2. Игнорируйте звонки с информацией о том, что Вам положена какая-либо денежная компенсация в обмен на перевод денежных средств на расчетные счета.

3. При получении SMS-сообщения о проводимой акции и получении приза, помните, что настоящий выигрыш не подразумевает бонусной оплаты, а также оплаты 13% от стоимости приза, либо его денежного эквивалента. Просто позвоните в офис данной компании и уточните, проводится ли на самом деле указанная акция и действительно ли Вы стали её призером.

4. Игнорируйте SMS-сообщение от неизвестных вам абонентов с просьбой перезвонить на данный абонентский номер. С Вашего счета может быть автоматически снята значительная сумма денег.

5. Проведите беседу с детьми о том, чтобы они ни вели телефонных разговоров с незнакомыми людьми, не называли персональных данных и адреса проживания неизвестным лицам.

6. Получив сообщение о блокировании банковской карты, не звоните на номера, указанные в SMS-сообщении, а свяжитесь с банком по телефону «горячей линии», как правило, он указан на оборотной стороне банковской карты. При разговоре с «операторами банка» не называйте пароль карты, ее реквизиты, свои персональные данные: вся необходимая информация у банковских работников имеется, и она сообщается при открытии счета.

Прокуратура города Севастополя. Сентябрь 2016 г.

Ответственность свидетеля или потерпевшего за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний

Лжесвидетельство представляет реальную угрозу для справедливого разрешения уголовных дел. Общественная опасность этого преступления очень высока, так как искажение истины может привести к незаконному осуждению или оправданию, нарушению прав граждан, иным вредным последствиям.
Ответственность за заведомо ложные показания свидетеля, потерпевшего предусмотрена статьёй 307 Уголовного кодекса Российской федерации (далее УК РФ). Заведомо ложные показания свидетеля, потерпевшего характеризуются тем, что они сообщают органу дознания, следователю или суду ложные сведения о фактах и обстоятельствах, имеющих существенное значение по уголовному делу. Показания считаются ложными, если в них полностью или частично искажаются обстоятельства совершенного преступления.
В соответствии со ст. ст. 42, 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) потерпевший и свидетель перед началом допроса должны быть предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Однако это не является условием ответственности по ст. 307 УК РФ. Обязанность давать правдивые показания возлагается на свидетеля и потерпевшего независимо от того, предупреждены они об ответственности или нет.
При этом следует отметить, что в соответствии с примечанием к ст. 307 УК РФ свидетель и потерпевший освобождаются от уголовной ответственности, если они добровольно в ходе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства до вынесения приговора суда или решения суда заявили о ложности данных ими показаний.
Уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 307 УК РФ подлежит лицо, достигшее возраста 16 лет и выступающее во время предварительного расследования или судебного разбирательства в качестве свидетеля, либо потерпевшего. Не могут быть субъектами данного преступления обвиняемый или подсудимый по уголовному делу.
Санкция ч. 1 ст. 307 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до 2-х лет, либо арестом на срок до 3-х месяцев. Часть 2 ст. 307 УК РФ предусматривает ответственность за совершение тех же деяний, соединенных с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, которые наказываются принудительными работами на срок до 5-ти лет либо лишением свободы на тот же срок.
Отказ свидетеля, либо потерпевшего от дачи показаний об известных им обстоятельствах совершенного преступления квалифицируется по ст. 308 УК РФ.
Дача показаний о каких-либо известных им обстоятельствах, имеющих значение для расследования и разрешения уголовного дела, является обязанностью, как потерпевшего, так и свидетеля.
В соответствии со ст. 51 Конституции РФ, свидетели и потерпевшие не обязаны свидетельствовать, то есть давать показания, против себя, своего супруга и близких родственников, к которым, в соответствии с п. 4 ст. 5 УПК РФ отнесены супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.
Помимо этого, согласно ч. 3 ст. 56 УПК РФ не подлежат допросу в качестве свидетелей, и соответственно имеют право отказаться от дачи показаний:
1) судья, присяжный заседатель - об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;
2) адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого - об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием;
3) адвокат - об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с оказанием юридической помощи;
4) священнослужитель - об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;
5) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия - об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением своих полномочий;
6) должностное лицо налогового органа - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с представленными сведениями, содержащимися в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях.
Деяния, предусмотренные ст. 308 УК РФ, наказываются штрафом в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до 3-х месяцев.

Прокуратура города Севастополя. Июль 2016 г.

С 1 июля 2016 года вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации, которым определен конкретный перечень документов, запрещённых к истребованию от хозяйствующих субъектов при проведении в отношении них мероприятий по контролю

С 1 июля 2016 г. вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р, которым утверждён перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация.

 Теперь при проведении проверки должностные лица органа госконтроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

В данный  перечень вошли такие документы, как:

- сведения из разрешения на строительство, из разрешения на ввод в эксплуатацию;

- сведения об отсутствии (наличии) задолженности по страховым взносам, по пеням и штрафам;

- копия решения о предоставлении водного объекта в пользование, копия договора водопользования;

- копия приказа об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;

- сведения о водном объекте, содержащиеся в государственном водном реестре;

- сведения из санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов;

- информация о наличии утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ;

- сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

- сведения о регистрации по месту пребывания гражданина Российской Федерации;

- кадастровый паспорт объекта недвижимости;

- и другие сведения и документы.

Получение указанных сведений должно осуществляться непосредственно органами государственного и муниципального контроля с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

За несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле установлена административная ответственность по ст.19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа, максимальный размер которого составляет 10 тысяч рублей либо в виде дисквалификации на срок до одного года.

Прокуратура города Севастополя. Июль 2016 г.

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

 В соответствии со ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) органы дознания и предварительного следствия обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной компетенции принять по нему в срок не позднее трех суток предусмотренное законом решение.

Порядок приема, регистрации и проверки поступивших сообщений о преступлениях регламентируется внутриведомственными нормативными правовыми актами, а именно:

- инструкцией о прядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.08.2014 № 736;

- инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной Приказом Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 72;

- инструкцией о порядке организации приема, регистрации и проверки в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сообщений о преступлениях, утвержденной Приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 09.03.2006 № 75;

- инструкцией о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской федерации от 02.05.2006 № 139;

- инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02.05.2006 № 270;

- инструкцией по организации в органах Федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, утвержденной приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 16.05.2006 № 205.

В соответствии с требованиями вышеуказанных документов должностное лицо, принявшее лично от заявителя письменное или устное заявление о преступлении, обязано выдать заявителю под роспись в талоне-корешке талон-уведомление о принятии и регистрации заявления о преступлении с указанием времени, даты его принятия, регистрационного номера и своих данных.

Необоснованный отказ правомочного должностного лица принять заявление о преступлении, невнесение в установленном порядке сообщения о преступлении в книгу регистрации сообщений о преступлении, а также невыдача заявителю талона-уведомления о принятии и регистрации этого заявления недопустимы.

Сообщения, заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В случае поступления сообщения, заявления, обращения от гражданина лично дежурному уполномоченному должностному лицу в ходе личного приема, оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

Подлежат приему и регистрации все заявления о любом совершенном или готовящемся преступлении, а не только о преступлениях, отнесенных к компетенции конкретного правоохранительного органа, куда обращается заявитель. Если информация, содержащаяся в сообщении, относится к подследственности другого органа расследования, то должностные лица, принявшие информацию, обязаны принять поступившее сообщение в установленном порядке и передать его по подследственности.

Должностное лицо, принявшее устное заявление, обязано разъяснить заявителю ответственность за заведомо ложный донос и сделать в протоколе соответствующую отметку, удостоверенную подписью заявителя. Явка с повинной оформляется в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку законодательством органы прокуратуры не наделены полномочиями самостоятельно проводить проверки и принимать решения в порядке, предусмотренном ст. ст. 144, 145 УПК РФ, то в случае поступления сообщения о преступлении в органы прокуратуры они подлежат направлению по подследственности в соответствующие правоохранительные органы.

Регистрация сообщения о преступлении производится незамедлительно. Информация, поступившая из любых источников, кроме анонимных заявлений, подлежит регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях. При регистрации информации о преступлениях, поступившей в письменном виде, на документе проставляется штамп регистрации, включающий: дату регистрации, порядковый номер регистрационной записи и фамилию дежурного, принявшего информацию.

Информация о признаках преступления, содержащаяся в сообщении или заявлении о преступлении, часто нуждается в проверке. Возможность проведения проверочных действий прямо предусмотрена законом и закреплена в ч. 1 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, а также проводить иные поверочные мероприятия.

Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена в течение трех суток. Руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а орган дознания по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. ст. 124 и 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении уполномоченные субъекты (к которым закон относит дознавателя, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа,) вправе принять одно из трех предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации решений:

-о возбуждении уголовного дела;

-об отказе в возбуждении уголовного дела;

- о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК Российской Федерации, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК Российской Федерации.

Указанный перечень решений является исчерпывающим.

Принимаемые решения должны быть мотивированными, и из них должно быть понятно, в связи с какими обстоятельствами они принимаются.

О принятом решении должно быть сообщено заявителю. Принятое решение может быть обжаловано в соответствии со ст. ст. 124 и 125 УПК Российской Федерации прокурору, руководителю следственного органа и в суд.

Прокуратура города Севастополя. Июнь 2016 г.

Порядок льготного предоставления детям города Севастополя путевок в летние оздоровительные лагеря в 2016 году

Статьей 8 Закона города Севастополя от 09.02.2015 № 114-ЗС «Об обеспечении прав детей, проживающих в городе Севастополе, на отдых и оздоровление» определены 12 категорий детей, проживающих в городе Севастополе, которым предоставляются меры государственной поддержки в виде выдачи путевок для отдыха и оздоровления в летние оздоровительные лагеря:
•    дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
•    дети-инвалиды;
•    дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
•    дети–жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
•    дети, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;
•    дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
•    дети из семей лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей;
•    дети из многодетных семей;
•    дети, проживающие в малоимущих семьях;
•    дети, состоящие на диспансерном учете;
•    дети работников агропромышленного комплекса и социальной сферы села;
•    талантливые и одаренные дети - победители международных, всероссийских, городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований, спартакиад, отличники учебы, лидеры детских общественных организаций, детские творческие коллективы и спортивные команды.
Формирование списка детей, которые подлежат оздоровлению за счет бюджета города Севастополя в 2016 году, осуществляют: Департамент образования города Севастополя, Департамент культуры города Севастополя, Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя; Главное управление по делам молодежи и спорта.
Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя формирует список детей следующих категорий, направляемых в детские оздоровительные лагеря за бюджетные средства:
1)    дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
2)    дети – инвалиды;
3)    дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
4)    дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
5)    дети, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;
6)    дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
7)    дети из семей лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей;
8)    дети из многодетных семей;
9)    дети, проживающие в малоимущих семьях;
10)    дети, состоящие на диспансерном учете;
11)    дети работников агропромышленного комплекса и социальной сферы села.
Департамент образования города Севастополя формирует список детей, направляемых в детские оздоровительные лагеря, из числа талантливых и одаренных детей – победителей международных, всероссийских, городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, отличников учебы, членов творческих коллективов, лидеров детских общественных организаций.
Главное управление по делам молодежи и спорта города Севастополя формирует список детей для получения летнего оздоровления за бюджетный счет из числа талантливых и одаренных детей – победителей международных, всероссийских и городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований, спартакиад, лидеров детских общественных организаций, членов творческих коллективов и спортивных команд.
Департамент культуры города Севастополя формирует список детей, направляемых в детские оздоровительные лагеря, из числа талантливых и одаренных детей – победителей международных, всероссийских и городских конкурсов, фестивалей, членов детских творческих коллективов.
Постановлением Правительства Севастополя от 22.04.2016 № 380 утвержден Порядок организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в городе Севастополе, на период оздоровительной кампании 2016 года, в соответствии с которым бесплатная путевка в детский оздоровительный лагерь (из числа детей, указанных в п.п. 1 -11 ст. 8 Закона города Севастополя № 114-ЗС) предоставляется ребенку в возрасте от 7 до 16 лет (включительно) на срок не менее 21 календарного дня согласно очередности подачи заявлений.
Заявления о предоставлении путевок на отдых и оздоровление детей от родителей, их законных представителей принимают и рассматривают вышеуказанные органы государственной исполнительной власти в рамках, отнесенных к их компетенции категорий.
К заявлению необходимо приложить следующие документы:
- копия паспорта заявителя (родителя ребенка или его законного представителя) или иного документа, удостоверяющего личность заявителя;
- документ, подтверждающий проживание ребенка в городе Севастополе: справка с места жительства, выписка/копия записи из домовой книги (для детей до 14 лет) или свидетельство о регистрации по месту жительства по форме № 8;
- копия свидетельства о рождении ребенка в возрасте до 14 лет;
- копия паспорта ребенка в возрасте старше 14 лет;
- справка из учебного заведения о том, что в текущем году путевка за бюджетные средства не предоставлялась;
- документы, подтверждающие льготную категорию лиц, обладающих правом на получение путевки за счет средств бюджета города Севастополя.
    Для лиц, местом регистрации которых не является город Севастополь, документом, подтверждающим проживание ребенка в городе Севастополе, является справка о временном пребывании или справка из образовательного учреждения о продолжительности обучения ребенка в данном учреждении.
    Бесплатная путевка в организации отдыха детей и их оздоровления предоставляется ребенку (из числа детей, указанных в п. 12 ст. 8 Закона города Севастополя № 114-ЗС) на конкурсной основе не более 1 раза в год.
    Для детей, отнесенных к категории талантливых и одаренных документами, подтверждающими льготную категорию лиц, обладающих правом на получение путевки за счет средств бюджета города Севастополя, являются:
- копия удостоверения, диплома, грамоты или другого документа, подтверждающего соответствующие достижения (1-е, 2-е, 3-е личное или командное место, лауреаты конкурсов, фестивалей), полученные на протяжении последних 3-х лет;
- список детского творческого коллектива, спортивной команды, заверенный руководителем учреждения, которому принадлежит детский творческий коллектив, спортивная команда.
    Должностное лицо, принимающее документы и заявку на получение бесплатной путевки в детский оздоровительный лагерь, несет персональную ответственность за соответствие документов требованиям законодательства.
    Данные заявки с приложением необходимых документов хранятся в соответствующих департаментах города Севастополя в течение года.
Действия (бездействие) должностных лиц о включении в список детей, подлежащих оздоровлению на льготных основаниях, либо необоснованного отказа в предоставлении бесплатных путевок для отдыха и оздоровления детей могут быть обжалованы руководителям соответствующих Департаментов города Севастополя, Губернатору города Севастополя либо в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Прокуратура города Севастополя. Июнь 2016 г.

 Понятие «соучастие» в преступлении. Ответственность соучастников

Согласно ст. 32 УК РФ соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

Совместность преступных действий соучастников, как правило, повышает общественную опасность содеянного. Поэтому в соответствии с требованиями п. «в» ч. 1 ст. 63 Уголовного кодекса РФ отягчающим обстоятельством при назначении наказания признается совершение преступления в составе группы лиц, группы лип по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации).

Судебная практика, однако, указывает на то, что роль и вклад отдельных соучастников при совместном совершении преступного деяния далеко неодинаковы. Среди них выделяются организаторы, наиболее активные участники совершения преступления, а также лица, оказавшиеся участниками преступления в силу случайных обстоятельств. Поэтому каждый соучастник несет за совместно совершенное преступление ответственность в строгом соответствии с его индивидуальной ролью и виной в совершении преступления.

При совершении преступления по неосторожности соучастие невозможно. Соучастие отсутствует, когда лицо по неосторожности содействует в совершении преступления другому лицу, так как в этом случае нет совместного совершения этими лицами умышленного преступления.

В зависимости от характера и степени (роли) участия в совместном преступлении можно определить следующие виды соучастников:

Исполнитель – лицо, непосредственно своими действиями совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в совершении преступления вместе с другими лицами – соисполнителями. Соисполнители могут выполнять как одинаковые действия (групповая драка, например), так и раздельные функции (один держит жертву за руки, а другой наносит удары ножом).

Организатор – лицо, организовавшее преступление либо руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее ими. Это лицо подлежит наибольшему наказанию, так как вовлекает в преступную деятельность других лиц, направляет их действия, вносит в их деятельность организованность и систему. Иногда организатор может быть одновременно и соисполнителем преступления.

Подстрекатель – это лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления. Подстрекатель своими действиями непосредственно в совершении преступления не участвует, не организует и не руководит преступлением. Последний лишь вызывает у другого лица решимость совершить какое-либо конкретное преступление (убить определенного человека, угнать автомобиль). Подстрекатель может использовать различные способы и средства: подкуп, угрозы, обещания, уговоры.

Пособник – это лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, орудия и средства совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем. Пособник должен выполнить свои функции до начала или в момент исполнения преступления, но обязательно до фактического завершения преступления.

 Уголовный закон не предусматривает особых оснований ответственности за соучастие, поэтому наказание определяется пределами наказания, предусмотренными статьей Уголовного кодекса РФ, регулирующей ответственность исполнителя. Другими словами, закон не предусматривает ни более сурового, ни более мягкого наказания соучастникам, однако устанавливает требование, согласно которому ответственность соучастников определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления, их значимостью при совершении деяния. Поэтому организатор и подстрекатель обычно получают более суровое наказание, пособник же, в силу вспомогательного характера своих функций – более мягкое. 

Соучастник отвечает лишь за те действия, которые он предвидел, которые охватывались его умыслом. Поясним на примере.

В процессе квартирной кражи А. непосредственно осуществлял похищение имущества, а Б. стоял внизу и смотрел, не появятся ли хозяева. Внезапно в квартиру входит хозяин, который через некоторое время оказывается убитым непосредственным исполнителем. Но ведь Б. не предвидел такой вариант развития событий, он не давал согласия А. на такие действия. Поэтому действия А. будут квалифицироваться как умышленное убийство в совокупности с покушением на кражу, а действия Б. – как соучастие в покушении на кражу. 

Прокуратура города Севастополя. Июнь 2016 г.

В Уголовно-процессуальный кодекс РФ внесены изменения, которыми уточнены права подозреваемого

Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 437-ФЗ в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации внесены изменения, обеспечивающие лицу, задержанному по подозрению в совершении преступления, возможность уведомить об этом своих родственников или близких лиц.

В соответствии с новой редакцией уголовно-процессуального закона подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания.

В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право, такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания. При этом суммы, связанные с уведомлением близких родственников, родственников или близких лиц подозреваемого о его задержании и месте нахождения отнесены к процессуальным издержкам,  которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.

Кроме того, отдельно оговорено, что если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания является обязательным.

Изменения вступили в силу 10 января 2016 года.

Прокуратура города Севастополя. Апрель 2016 г.

Возврат родительской платы за посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения города Севастополя за период времени с 01.01.2015 по 27.03.2015

В соответствии со ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст.ст. 16, 26 Закона города Севастополя от 23.01.2015 № 107-ЗС "Об образовании в городе Севастополе" предусмотрено установление платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в учреждениях (организациях), осуществляющих образовательную деятельность в городе Севастополе.

Постановлением Правительства Севастополя от 28.02.2015 № 121-ПП утверждено соответствующее Положение о плате, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в учреждениях (организациях), осуществляющих образовательную деятельность в городе Севастополе, которое вступило в законную силу 27.03.2015.

Решением Севастопольского городского суда от 15.06.2015 удовлетворено заявление прокуратуры города Севастополя о признании недействующим и отмене пункта 7 постановления Правительства Севастополя от 28.02.2015 № 121-ПП в части его распространения на общественные отношения, возникшие до вступления его в законную силу - 27.03.2015.

Во исполнение указанного решения суда постановлением Правительства Севастополя от 31.08.2015 № 832-ПП внесены изменения в п. 7 постановления Правительства Севастополя от 28.02.2015 № 121-ПП, согласно которых данное постановление вступает в силу со дня его опубликования, а именно: с 27.03.2015.

В связи с изложенным, граждане, внесшие родительскую плату за посещение детьми дошкольных образовательных учреждений города за период времени с 01.01.2015 по 27.03.2015, имеют право на возврат указанных денежных средств, так как они взимались на основании положений нормативного правового акта Правительства Севастополя, признанных судом незаконными.

В соответствии с п. 6.2 постановления Правительства Севастополя от 28.02.2015 № 121-ПП контроль за начислением средств родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных учреждениях (организациях) осуществляют в пределах своей компетенции Департамент образования города Севастополя, государственное казенное учреждение "Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений города Севастополя" и руководители образовательных учреждений.

Таким образом, в целях реализации своего права на возврат уплаченных денежных средств за присмотр и уход за детьми за период времени с 01.01.2015 по 27.03.2015 родителям необходимо обратиться с письменным заявлением к руководителям соответствующих образовательных учреждений, выдавшим квитанции на оплату.

Прокуратура города Севастополя. Декабрь 2015 г.

Возможно ли принять жалобу о нарушении прав ребенка в образовательном учреждении, если она написана не от лица родителя (законного представителя)?

Становление ребенка как личности довольно часто сопровождается возникновением разного рода конфликтов не только в семье, но и за ее пределами - в образовательных учреждениях.

Защита прав и интересов детей включает в себя установленные законом формы и способы восстановления нарушенных прав ребенка, а также принятие мер по предотвращению таких нарушений.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации родители (лица, их заменяющие - усыновители, опекуны, попечители, приемные родители) являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и вправе представлять и защищать их права и интересы во всех органах и организациях без специальных полномочий в силу одного лишь факта рождения ими либо усыновления ребенка и регистрации указанных лиц в качестве родителей.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Согласно ст. ст. 23 и 43 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» полномочия родителей и усыновителей подтверждаются соответствующими свидетельствами, выданными органами записи актов гражданского состояния (свидетельством о рождении, свидетельством об усыновлении).

Полномочия опекунов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, попечителей несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет подтверждаются соответствующим документом, выданным органом опеки и попечительства (ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Поскольку с точки зрения действующего законодательства от имени несовершеннолетнего выступают родители, усыновители, опекуны (попечители), то жалоба о нарушении прав ребенка в образовательном учреждении может быть подана только его родителями (законными представителями).

В случае если родитель (законный представитель) считает, что права ребенка нарушены, то он вправе обратиться с заявлением или жалобой к педагогу, администрации учебного заведения, в орган управления образованием, а также в прокуратуру.

Требования к порядку и форме подачи обращений и жалоб граждан закреплены в ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Общий срок рассмотрения жалобы – 30 дней со дня ее регистрации.

Прокуратура города Севастополя. Декабрь 2015 г.

Ответственность за размещение нацистской символики и атрибутики в сети Интернет

Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» запрещено распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения, включенных в Федеральный список экстремистских материалов. За эти деяния законодательством Российской Федерации установлена соответствующая ответственность физических и юридических лиц.

В частности, Федеральным законом установлено, что за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданскую ответственность.

За пропаганду или публичное демонстрирование нацистской символики и атрибутики предусмотрена административная ответственность по статье 20.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ).

Наказание для граждан предусмотрено в виде штрафа от 1 до 2 тысяч рублей, либо административного ареста на срок до 15 суток, для должностных лиц - от 1 до 4-х тысяч рублей, для юридических лиц - от 10 до 50 тысяч рублей. При этом во всех случаях предмет административного правонарушения подлежит конфискации. 

 Также предусмотрена административная ответственность за изготовление, сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики.

За совершение данного правонарушения налагается административный штраф на граждан в размере от 1 до 2 тысяч 500 рублей, на должностных лиц - от 2 до 5 тысяч рублей, на юридических лиц - от 20 до 100 тысяч рублей с обязательной конфискацией предмета административного правонарушения.

Часть 1 статьи 20.3 КоАП РФ имеет непосредственное отношение к интернет-дневникам и блогам в сети Интернет. Размещение нацистской символики и атрибутики запрещено не только в содержании записей в дневнике или сообществе, но также в комментариях, названии дневника, эпиграфе, логине, аватаре, интересах пользователя, содержании его профиля и подписи под ником — абсолютно все атрибуты могут быть признаны пропагандой.

Статьёй 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения. За совершение данного правонарушения предусмотрено следующее наказание: для граждан - штраф в размере от 1 до 3 тысяч рублей, административный арест на срок до 15 суток, для должностных лиц - от 2 до 5 тысяч рублей, для юридических лиц - от 100 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Материалы и оборудование, использованное для производства экстремистских материалов подлежат конфискации.

Если распространение экстремистских материалов осуществляется с целью возбуждения ненависти или вражды, а равно унижения человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, публично или с использованием СМИ и сети Интернет, то виновное лицо ждет уголовная ответственность, предусмотренная статьей 282 УК РФ (максимальное наказание - лишение свободы на срок до 5 лет).

Ответственность за размещение нацистской символики и атрибутики в сети Интернет несовершеннолетним гражданином, не достигшим 16 лет, т. е. возраста привлечения к административной ответственности, несут родители.

Статьей 5.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей (наказание - штраф до 500 рублей, а за повторные факты – штраф до 5 тысяч рублей или административный арест до 5 суток).

Прокуратура города Севастополя. Октябрь 2015 г.

Разъяснение о возможности проведения строительных работ на основании разрешительной и декларативной документации, полученной до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации

В прокуратуру города поступают обращения граждан и юридических лиц о законности проведения строительных работ на территории города на основании разрешительной и декларативной документации, полученной до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территории города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности не кредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В связи с чем, ранее полученные разрешительные документы на проведение строительства и реконструкции объектов капитального строительства в настоящий момент являются действующими.

Также, на основании ч. 4 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор на территории города федерального значения Севастополя осуществляется Управлением государственного строительного контроля и экспертизы города Севастополя (далее – Севгосстройнадзор).

Согласно ч. 6 названной статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам проведённой органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 7  ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.

Прокуратура города Севастополя. Октябрь 2015 г.

Автовладельцы имеют право на компенсацию вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием, произошедшим в связи с повреждением дорожного покрытия

По статистике каждое пятое дорожно-транспортное происшествие в России происходит из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог. Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает право автовладельца на компенсацию ущерба, причиненного его транспортному средству по причине ненадлежащего состояния дорожного покрытия автомобильной дороги.

Согласно положениям ст. 11, 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства – на исполнителя работ. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

На основании ст. 28 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований данного закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автодорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Так, ст. 1064 ГК РФ закрепляет, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Кроме того, ст. 151 ГК РФ предусмотрено право гражданина на компенсацию морального вреда.

Если вы попали в ДТП, выполните предусмотренные п. 2.5 Правил дорожного движения обязанности – остановите транспортное средство, включите аварийную сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки, сообщите о случившемся в полицию, запишите фамилии и адреса очевидцев и ожидайте прибытия сотрудников полиции.

Зафиксируйте с помощью фотоаппарата в присутствии свидетелей повреждения автомобиля и дорожного покрытия, тормозной путь автомобиля. Постарайтесь сделать кадры с привязкой к местности. Также необходимо обратить внимание и зафиксировать наличие или отсутствие предупреждающих об опасном препятствии знаков, правильность их установки и читаемость.

После прибытия сотрудников ГИБДД внимательно изучите правильность и объективность оформления ими документов: справки о ДТП, схемы, протокола и др.

Для того, чтобы виновная организация выплатила компенсацию пострадавшему в ДТП водителю, необходимо доказать наличие факта причинения ущерба автомобилю, грузу или иному имуществу, а также, возможного вреда здоровью физических лиц. При этом факт причинения вреда должен быть непосредственно связан с ДТП. Для этого требуется соответствующее указание в протоколе, составленном работниками Госавтоинспекции, и (или) в экспертном заключении независимой экспертной организации. Нужно обратить внимание, что в протоколе осмотра места происшествия (схеме ДТП) должны быть указаны размеры просадки проезжей части (выбоины, иные повреждения) и ее расположение относительно границ проезжей части (с привязкой к обочине), следы юза или торможения, расположение транспортного средства относительно границ проезжей части. При этом следует иметь ввиду, что ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221, определяет предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п.

Также следует обосновать величину ущерба. Для этого рекомендуется получить заключение независимого эксперта.

Собрав все необходимые документы, определив виновника, который компенсирует ущерб, обратитесь в суд с иском о возмещении ущерба причиненного дорожно-транспортным происшествием.

Кроме того, за защитой нарушенных прав вы вправе обратиться в органы прокуратуры.

Прокуратура города Севастополя. Май 2015 г.

Способы обжалования действий (бездействия) и решений органов дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора

Случаи необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел – явление нередкое. Лица, участвующие в уголовном судопроизводстве, или иные лица, в той части, в которой проводимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, имеют право на их обжалование.

К участникам уголовного судопроизводства в соответствии с гл. 5-8 УПК РФ относятся: суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, подозреваемый, обвиняемый, законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика.

К иным участникам уголовного судопроизводства относятся: свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой.

Законодателем предусмотрено два способа обжалования действий (бездействия) и решений органов дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора.

В первую очередь, такая жалоба может быть подана в порядке, предусмотренном статьей 124 УПК Российской Федерации прокурору, а если обжалуются действия (бездействие) и решения следователя, то и руководителю соответствующего следственного органа.

Согласно ст. 124 УПК Российской Федерации прокурор, руководитель следственного органа рассматривают жалобу в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток. О продлении срока разрешения жалобы заявитель уведомляется. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. При удовлетворении жалобы прокурор принимает меры к восстановлению прав и свобод граждан, обеспечению законных интересов предприятия, учреждений и организаций, на что указывается в резолютивной части постановления. В случае отказа в удовлетворении жалобы заявитель также должен быть уведомлен о принятом решении с обязательным разъяснением порядка его обжалования.

Кроме того, аналогичная жалоба может быть подана в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК Российской Федерации, в федеральный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления либо, в определённых случаях, по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Судья проверяет законность и обоснованность обжалуемых действий (бездействия) и решений не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании. По результатам рассмотрения суд выносит решение об оставлении жалобы без удовлетворения либо о признании обжалуемого действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и его обязанности устранить допущенное нарушение.

Следует разъяснить, что правом подачи жалобы в порядке статей 124 и 125 УПК Российской Федерации наделены участники уголовного судопроизводств, а также иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Законом не установлен срок, в течение которого можно обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела.

Жалоба в порядке ст. 124 УПК РФ должна быть направлена непосредственно надзирающему прокурору, в компетенцию которого входит осуществление надзора за соблюдением законов органами предварительного следствия и дознания, расположенными на территории соответствующего города или района, за исключением случаев, когда этим прокурором уже принималось решение по обращению с аналогичными доводами.

Прокуратура города Севастополя. Март 2015 г.

Официальный сайт Прокуратуры города Севастополя: http://sevproc.ru/