00:00
Версия для печати
Версия для слабовидящих
Размер шрифта
A
A
A
Цвет фона
Законодательное Собрание города Севастополя
Главная » Пресс-центр » Новости Законодательного Собрания Севастополя » Февраль 2016 » История вопроса по отчету Губернатора Севастополя
Прямая видеотрансляция
Фотогалерея
Видеогалерея
3 февраля 2016

История вопроса по отчету Губернатора Севастополя

То, что ежегодный отчет о проделанной работе – это не чья-то личная инициатива, а определенное требование закона, понимает значительное число руководителей субъектов федерации. Так, наши соседи крымчане с отчетом о деятельности собственной исполнительной власти ознакомились еще 16 сентября 2015 года, когда в ходе пленарного заседания осенней сессии крымского парламента Глава Республики Крым Сергей Аксенов выступил с докладом  о работе Правительства за период с марта 2014 года по сентябрь 2015 года.

К сожалению, в городе Севастополе обязанность высшего должностного лица отчитываться перед Законодательным Собранием, прописанная в федеральном законе и Уставе города Севастополя, рядом средств массовой информации преподносится как прихоть депутатов. В этой связи пресс-службой Законодательного Собрания города Севастополя подготовлена история вопроса.

История вопроса

22 сентября 2015 года Законодательное Собрание Севастополя приняло постановление о парламентском запросе Губернатору города (Постановление ЗС №435) с просьбой предоставить отчет о результатах деятельности Правительства Севастополя и уведомить о назначенной дате. В документе четко указывался отчетный период («за период фактического нахождения Вас в должности Губернатора города Севастополя с 14 апреля 2014 года по настоящее время»).

9 октября 2015 года Губернатор Севастополя Сергей Меняйло в ответном письме определил дату предоставления отчета о работе Правительства «до 15 декабря 2015 года».

15 декабря 2015 года в Законодательное Собрание Севастополя поступил письменный отчет Губернатора Севастополя «О результатах деятельности Правительства Севастополя за 2015 год». Данный отчет не включал в себя информацию за 2014 год, несмотря на требования, указанные в парламентском запросе. Учитывая то, что город оказался в чрезвычайном положении, а также ограниченные сроки принятия главного финансового документа - «Бюджет города Севастополя на 2016 год», депутаты Законодательного Собрания, относясь с пониманием к сложившейся обстановке, отложили дату устного доклада по отчету Губернатора на январь следующего года.

18 января 2016 года Губернатору было отправлено письмо с просьбой обеспечить личный доклад на пленарном заседании 26 января 2016 года. Повторные письма были отправлены 20 января и 21 января 2016 года.

25 января 2016 года в ответном письме Губернатор Севастополя интересовался, «требует ли Регламент заслушивания устного отчета», а также просил согласовать дату и форму рассмотрения данного отчета. В этот же день Председателем Заксобрания Алексеем Чалым был дан письменный ответ, что вся процедура предусмотрена действующим Регламентом Законодательного Собрания.

26 января 2016 года в день пленарного заседания в Законодательное Собрание поступил новый документ от Губернатора с просьбой изменить Регламент Законодательного Собрания и назначить дату отчета. В этот день в сессионном зале Сергей Меняйло не появился. Вопрос «Об отчете Правительства» был снят с повестки дня пленарного заседания, а для правовой оценки ситуации, письмо Губернатора было направлено в постоянную комиссию по законодательству, обеспечению эффективности власти, общественному контролю и местному самоуправлению Законодательного Собрания города Севастополя.

28 января 2016 года профильная Комиссия Законодательного Собрания выдала заключение о том, что для проведения процедуры заслушивания отчета изменений в действующий Регламент Законодательного Собрания не требуется.

29 января 2016 года было принято решение о проведении внеочередного пленарного заседания Законодательного Собрания Севастополя и направлено Губернатору приглашение принять в нем участие.

1 февраля 2016 года за полчаса до начала пленарного заседания в Заксобрание зашло очередное письмо от Губернатора, в котором он встречно приглашал Чалого А.М. принять участие в совещании по ЧС и в заседании Правительства, которое было назначено на время внеочередного парламентского пленарного заседания.

1 февраля 2016 года в 10.00 открылось внеочередное пленарное заседание с единственным вопросом в повестке дня «Об отчёте Губернатора города Севастополя о результатах деятельности Правительства Севастополя за период с апреля 2014 года по декабрь 2015 года». Оно прошло без участия Губернатора.

 

Вначале заседания письмо депутатам от имени Губернатора зачитал представитель Правительства Александр Свечников. В новом документе Сергей Меняйло вновь потребовал изменения Регламента Законодательного Собрания, сообщил об отзыве своего письменного отчета и предложил провести совместное заседание городского парламента и Правительства 25 февраля с тем, чтобы обсудить отчет Губернатора. Стоит отметить, Губернатора при этом не смутило, что действующим федеральным законодательством, Уставом города Севастополя, законами города и регламентами деятельности обоих органов власти такая форма взаимодействия не предусмотрена. Спикер парламента Алексей Чалый отметил, что «отзыв отчета Губернатора» регламентом также не предусмотрен и продолжил внеочередное заседание.

– Напомню историю вопроса. В сентябре Губернатору посылали парламентский запрос о том, чтобы он самостоятельно определил время отчета. Им была назначена дата 15 декабря 2015 года. Отчет был предоставлен в письменном виде. Никакого шума из этого не делалось – все понимали, что ЧС свалилось неожиданно, бюджет был сложный. Но уже после зимних каникул Губернатор соответственно за 8 дней был извещен о том, что его приглашают на отчет. Он на это заседание не явился. За полчаса до начала потребовал изменения Регламента Заксобрания. Разобравшись с юридических позиций с этой вводной, профильная комиссия Законодательного Собрания пришла к выводу, что Губернатор не имеет права требовать изменения Регламента Заксобрания. Так как правовая база существует, у меня не было оснований не проводить внеочередное пленарное заседание.  Мой личный вывод: Губернатор уклоняется от того, чтобы предоставить отчет. И нам придется оценивать работу Правительства без докладчика. Есть письменный отчет. Полтора года мы имели возможность наблюдать работу Правительства и можем сделать вывод. Более того, мы не просто должны, а обязаны дать соответствующую оценку в соответствии с законом о контрольной деятельности, – отметил Алексей Чалый.

К началу пленарного заседания в зале зарегистрировалось 13 депутатов (Алексей Чалый, Екатерина Алтабаева, Александр Кулагин, Вячеслав Аксенов, Вячеслав Горелов, Виктор Посметный, Татьяна Щербакова, Юрий Круглов, Игорь Соловьев, Сергей Кажанов, Александр Караваев, Михаил Чалый, Евгений Мащенко) из 23 присутствовавших в зале. Десять человек пришли без депутатских карточек (Илья Журавлев, Игорь Валис, Татьяна Лобач, Татьяна Вусатенко, Татьяна Сандулова, Ольга Хомякова, Виктор Оганесян, Сергей Кравченко, Ирина Кравец, Борис Колесников), тем самым лишив себя возможности участвовать в заседании, а после и вовсе покинули здание парламента. Депутат Александр Ковшарь в зале заседаний 1 февраля не присутствовал.

Оставшиеся депутаты поочередно высказали своё мнение о работе Правительства Севастополя и в заключении дали оценку – «признать работу исполнительной власти неудовлетворительной».

Руководитель бюджетной комиссии Законодательного Собрания Вячеслав Аксёнов отметил низкие показатели исполнения бюджета за прошлый год, отсутствие конструктивной работы и должного взаимодействия с Законодательным Собранием при подготовке главного финансового документа на 2016 год, на чём неоднократно настаивали депутаты.

– В отчете, который Губернатор сегодня объявил отозванным, указано, что по состоянию на 1 декабря 2015 года бюджет был исполнен на 45,9 %. Вдумайтесь в эту цифру! За месяц до конца года даже наполовину бюджет не исполнен. По итогам года бюджет исполнен на 18,4 миллиардов рублей, что составляет примерно 63 %. За декабрь освоено 5 миллиардов рублей. При том, что за весь остальной год – 13 миллиардов рублей. Как вы думаете, каково качество этого освоения? Можно выйти из здания и посмотреть на парапет в сквере Сенявина, который показывает, как в пожарном порядке «закапываются» деньги, – подчеркнул Вячеслав Аксенов.

Депутат указал на низкое качество государственных программ и назвал сумму освоенных Правительством средств по статье «капитальный ремонт». К ноябрю 2015 года эта цифра составляла лишь 9 % от запланированного объема.

Председатель комитета по социально-гуманитарным вопросам Татьяна Щербакова, анализируя письменный отчет Губернатора, отказалась его признать в качестве такового, обратив внимание на акценты, расставленные в документе:

– На этих страницах перечисляются заслуги федерального центра, который, низкий ему поклон, продолжает «накачивать» деньгами наше недофинансированное образование. Но при чем тут вы, господа руководители города? Севастопольцев интересует, в чем состоит заслуга нашего собственного Правительства, а не федерального, – отмечает Татьяна Щербакова. – То, что нам было предложено рассмотреть в качестве отчета, таковым не является. Это не отчет, а свалка информации.

Характеризуя градостроительную политику Правительства Севастополя, руководитель профильного комитета по градостроительству и земельным отношениям Вячеслав Горелов отметил, что «на неё без слёз смотреть нельзя». Затягивание разработки Генплана Севастополя, повсеместная хаотичная и незаконная застройка города, немотивированная раздача земель, халатное отношение к памятникам, игнорирование рекомендаций федерального центра – это далеко не полный перечень указанных депутатом недочетов в работе Правительства Севастополя.

– По тем направлениям, за которые отвечает наш комитет, работу Правительства можно назвать неудовлетворительной, – сказал Вячеслав Горелов. – На мой взгляд, эта работа заслуживает более жёсткой оценки, но эти формулировки выходят за рамки допустимой парламентской этики.

Заместитель председателя законодательного собрания Екатерина Алтабаева напомнила депутатам и севастопольцам об инаугурационной речи Сергея Меняйло, подчеркнув, что все главные направления развития Севастополя были отмечены в предвыборной программе партии «Единая Россия», но фактически выполнены так и не были. В своем выступлении вице-спикер обратила внимание на то, как Правительство распределяет помещения: «наиболее социально значимые департаменты располагаются далеко не в центре города, куда гражданам сложно добираться», в сложной ситуации находится редакция газеты «Севастопольские известия» – сотрудники Департамента внутренней политики Правительства предпринимают попытки выселить редакцию из здания. В то же время, благотворительному фонду «Корсунь» и АНО «РИА Севастополь» выделяются лучшие помещения в самом центре Севастополя.

– Конечно, проще не высовываться и быть согласными совершенно со всем и всегда поднимать руку «за». Но я хочу сказать, что боль за свой город не позволяет занимать нам удобную соглашательскую позицию. Конечно, мы выступаем против того, чтобы были выделены сотни севастопольских земель под невнятные проекты, против того, чтобы разорялись можжевеловые леса в Ласпи. Мы выступаем против бесконтрольной застройки побережья. Мы выступаем против того, чтобы многоквартирные дома строились в исторических памятных зонах. Мы выступаем против того, чтобы многоэтажки оскверняли морской фасад Севастополя. Потому что все это убивает наш город, и у нас не будет того Севастополя, в котором мы выросли и живем! – с болью отметила Екатерина Алтабаева.

Отсутствие как таковой работы органов местного самоуправления – еще один минус в деятельности исполнительной власти Севастополя. На это указывает председатель постоянной комиссии по законодательству, обеспечению эффективности власти, общественному контролю и местному самоуправлению Виктор Посметный.

– К сожалению, следует констатировать, что местного самоуправления у нас нет, а существует только его подобие. Прежде всего, в городе не обеспечена экономическая основа местного самоуправления, – говорит депутат. – Вызывает серьёзную озабоченность фактическое наличие двоевластия муниципалитетов и территориальных департаментов Правительства. При этом у последних, несмотря на сомнительность в законности их существования, сосредоточены все экономические и административные ресурсы.

Виктор Посметный отметил неудовлетворительную организацию системы власти и раздутый кадровый аппарат Правительства. В пример депутат привел Санкт-Петербург, где на 5 миллионов 209 тысяч жителей всего 13 членов Правительства, а в Севастополе на 414 тысяч жителей (на 01.11.2015 г.) их в два раза больше.

О сомнительных действиях городского Правительства при распоряжении городским имуществом говорил заместитель Председателя Александр Кулагин. Он отметил некачественную работу при подготовке государственных программ и фактическое игнорирование предложений по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Севастополе.

– Согласно данным сайта АСИ «Инвестклимат.рф», Правительством Севастополя внедрено лишь 2 из 15 разделов регионального инвестиционного стандарта, – указал депутат. – Анализ состава сформированного Правительством Севастополя Инвестиционного совета при Губернаторе выявил непропорциональную степень участия представителей бизнес-сообщества, общественных организаций и чиновников от Правительства с подавляющим преобладанием последних. Не был выполнен ни один пункт, входящий в перечень мероприятий, запланированных в 2015 году «дорожной картой» по внедрению регионального стандарта.

Александр Кулагин указал на то, что до сих пор не функционирует главный инструмент создания благоприятного инвестиционного климата – «единое окно». «Зато создана система «единого кабинета», где по определенным договоренностям можно стать инвестором Севастополя», – отметил вице-спикер, назвав основными недостатками в развитии благоприятного инвестиционного климата отсутствие стабильности и законности.

Анализируя работу Правительства Севастополя в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в части ремонта дорог, экономики, экологии и ценообразования, депутат Сергей Кажанов указал на явную неэффективность исполнительной власти, прикрывающей эту неэффективность политическими лозунгами. Но «как не надевай «розовые очки» и не ищи «диверсантов» и «вражеских агентов», это то, с чем жители города сталкиваются ежедневно. Они все видят и начинают задавать множество справедливых вопросов. Не замечать этого мы не имеем права. Как сказано в депутатской присяге, мы хотим «служить процветанию города и благополучию его жителей», а не обслуживать интересы людей, считающих Севастополь своей феодальной вотчиной» – напомнил с трибуны депутат.

О том, что Губернатор Севастополя Сергей Меняйло не выполняет данные им публично обещания, что в Правительстве не налажена системная работа, о том, что проблемы севастопольцев, на которые депутаты указывают чиновникам, не решаются или решаются частично, заявил Игорь Соловьёв. Депутат-мажоритарщик назвал работу Правительства «вязкой», медленной и неэффективной.

Депутат Александр Караваев осудил своих коллег-депутатов, покинувших заседание и не пожелавших участвовать в обсуждении вопросов, которые волнуют весь город, а представителям городского Правительства напомнил об особенном отношении севастопольцев к своему культурному и историческому наследию.

О том, как городская исполнительная власть не исполняет принятые в Севастополе нормативно-правовые акты на примере закона «Об аварийно-спасательных службах города Севастополя и социальной поддержке спасателей» рассказал депутат Юрий Круглов:

– С 1 января так и не вступили в силу некоторые его положения: спасатели не получают компенсацию за питание на дежурствах, отсутствует необходимое снаряжение, – рассказал депутат. 

Он указал на то, что из-за постоянных искусственных ограничений в прошлом году освоено лишь 10 % бюджетных средств, выделенных на развитие спорта.

Депутат Михаил Чалый отметил, что Правительство ориентировано в своей работе не на исправление ситуации, а на «бравурный доклад».

– Сергею Ивановичу неинтересен Севастополь – великий русский город двух, уже трех оборон. Равно как и не милы ему собственно севастопольцы, – высказал свою позицию депутат. – Недавно я узнал такой факт: до сегодняшнего дня Меняйло Сергей Иванович так и не нашел время посетить 35-ю береговую батарею. Хотя, к примеру, для совместной посадки зеленых насаждений с экс-министром обороны Украины Лебедевым Павлом Валентиновичем он время в своем плотном управленческом графике изыскал. Для меня это говорит о многом. Дорогие товарищи, в этом городе нельзя врать людям. Управлять Севастополем, относясь к его жителям как к туземцам, – это деструктивно и дискредитирует идею «Русской весны», наносит вред России и работает на руку противникам нашей страны.

Ухватившись за последнюю фразу Михаила Чалого, как за спасательный круг, сенатор Андрей Соболев упрекнул севастопольских парламентариев в том, что они «работают на оппонентов за Перекопом, ведя такие заседания». При этом член Совета Федерации от Правительства Севастополя не нашел ни единого аргумента, чтобы защитить руководство исполнительной власти города по существу критических выступлений депутатов.

Невыполнение пунктов Федеральной целевой программы – яркий показатель работы Правительства. Об этом с сессионной трибуны заявила сенатор от законодательной власти Ольга Тимофеева. Она также ответила на реплику своего коллеги Андрея Соболева о том, что севастопольские депутаты «были не слишком активны и инициативны, чтобы решить озвученные проблемы «в зародыше». Сенатор от Правительства Севастополя Андрей Соболев рассказал, что депутатских запросов за год работы в Совете Федерации не получал, иначе бы он «приложил бы все усилия, чтобы некоторые решения не состоялись». Ольга Тимофеева, напротив, весь год плодотворно сотрудничала с депутатами Законодательного Собрания Севастополя. О результатах этой работы она рассказала в своем выступлении. Это и сохранность имущественного комплекса Севастопольского государственного университета, и формирование двух научных федеральных учреждений (Институт морских биологических исследований и Гидрофиз), и охрана объектов культурного наследия, в частности, Херсонеса, и утверждение заповедника «Херсонес Таврический» и Музея героической обороны и освобождения Севастополя как федеральных центров. 

Теме реализации Федеральной целевой программы и, в частности, качеству освоения пяти миллиардов бюджетных средств на создание двух значимых медицинских учреждений – многофункционального лечебного комплекса и диагностического онкодиспансера – Ольга Тимофеева уделила особое внимание:

– В августе была создана рабочая группа для координации работы всех структур по этому вопросу, – рассказала сенатор. – Были направлены предложения по проведению торгов, были сформулированы критерии, которые необходимо учесть при строительстве таких сложных технологических медицинских объектов…Что мы в результате получили?

Ольга Тимофеева отметила, что так и не получила ответа от Правительства по вопросу кадастрирования земель. В декабре на заседании рабочей группы Правительство приняло решение вернуться к нулевому варианту и выйти на торги с учетом тех малых сумм, которые были заложены первоначально, и на которые построить социально-значимые объекты заведомо невозможно.

– Я направила одинаковые письма на имя Губернатора и в Минэкономразвития, чтобы получить ответы на вопросы, касающиеся бюджетных средств. Я получила из Правительства два противоположных ответа: один за подписью Меняйло, другой за подписью Казурина, в которых была взаимоисключающая информация. Третье письмо я получила из Министерства. Оно перечёркивало ответы Правительства. О чем это говорит? О том, что Правительство не контролирует свою деятельность и что Правительству не подконтрольны даже такие важные для города социально-значимые объекты, – заключила Ольга Тимофеева.

Депутат Щербакова в своем вышеупомянутом выступлении также указала на эту проблему как проблему города: «Мы потеряли еще один год. Много это или мало? Очень много для тех, кто умирает и для их родственников, ведь это означает, что они пока останутся в сомнительных условиях 1-й городской больницы и онкологического диспансера».

Попытавшийся защитить городское Правительство председатель Общественной палаты Севастополя Евгений Халайчев не смог по существу возразить ни по одному критическому замечанию, озвученному депутатами на внеочередном заседании. Он сказал, что нужно видеть плюсы в работе исполнительной власти, в качестве примера назвав действия в период двух ЧС (наплыв беженцев и блэкаут), рассказал о значимости возглавляемой им структуры и резюмировал, что «жители города Севастополя, доверяя власти, не хотят таких взаимоотношений, а хотят хорошо жить».

– Оцениваю деятельность Правительства как неудовлетворительную, с провалом по всем основным пунктам, за которые должно отвечать Правительство, – подвел итог заседания спикер Законодательного Собрания Алексей Чалый, подчеркнув, что данную ситуацию «можно исправить лишь хирургическим путём».

Результатом внеочередного пленарного заседания стало принятие Постановления № 533. Документом деятельность Правительства Севастополя за период с апреля 2014 года по декабрь 2015 года признана неудовлетворительной, а Губернатору города Сергею Меняйло рекомендовано принять решение об отставке Правительства Севастополя.