Стратегию социально-экономического развития Севастополя до 2030 года обсудили в Москве, в Агентстве стратегических инициатив (АСИ). От законодателей Севастополя в заседании принял участие председатель постоянного комитета по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов.
Напомним, данному рассмотрению проекта предшествовало его обсуждение в Законодательном Собрании Севастополя 18 ноября.
- Когда проект стратегии обсуждался на нашей площадке, у меня возник вопрос: какова её связь с Севастополем? Мне показалось, что если в проекте заменить слово «Севастополь» на название какого-либо другого города – Волгограда, Астрахани, Магадана, - 85 % тех материалов, которые нам были предложены, не изменятся или изменятся несущественно, - отметил Вячеслав Горелов. – Необходима, если можно так сказать, «севастополизация» данной концепции, то есть приведение её к нынешнему пониманию состояния и развития города.
В рамках мероприятия, которое проводилось в АСИ, выступали внешние, независимые эксперты, и некоторые из них высказывали аналогичную позицию.
По словам парламентария, представленная Стратегия-2030 – это некая типовая модель, шаблон, и если разработчики проекта не учтут высказанных депутатами замечаний, Законодательное Собрание проект не утвердит. Среди положений SWOT-анализа, достоверность которых вызывает сомнение, Вячеслав Горелов выделил такие «сильные стороны» Севастополя, как «Высокое качество человеческого капитала», «Наличие опыта и материально-технической базы для базирования флота и воинских подразделений» и «Сформированная транспортная система: аэропорт, железная дорога».
- Тот уровень человеческого капитала, который Севастополь имел в начале 90-х годов, к сожалению, был утрачен. Очень многие люди, лишившиеся в то время работы, были вынуждены заниматься другим – торговлей, бизнесом. А человек, который проработал несколько лет вне науки или вне техники, обратно уже не возвращается – навыки утрачиваются безвозвратно. Поэтому утверждать, что сейчас мы имеем высокий уровень человеческого капитала, на базе которого можно развивать высокие технологии, мне кажется, нельзя. Нам фактически необходимо создавать этот капитал заново, – подчеркнул депутат.
Также, по его мнению, за последние двадцать с лишним лет были в значительной степени утеряны и опыт, и материально-техническая база для базирования флота.
- Что касается транспортной системы, то, как известно, своего аэропорта в Севастополе пока нет, а железная дорога является тупиковой и на данный момент полноценно не функционирует, - отмечает Вячеслав Горелов. – Но если взять искажённые исходные данные, то сложно рассчитывать на достоверный результат. Разработчики же, судя по всему, опирались лишь на материалы официальной статистики, а она не отражает адекватно все реалии севастопольской жизни.
Депутат считает, что несмотря на имеющиеся недостатки созданной в 2014 году Концепции стратегического развития города Севастополя, которую разрабатывали эксперты севастопольского агентства, созданного Алексеем Чалым, её можно было бы взять за основу, уточнив и актуализировав.
- Чтобы формировать стратегию развития, нужно прожить в городе достаточное количество лет, нужно понимать и чувствовать город, его историю и реальную жизнь, понимать его возможности и перспективы, - подчеркивает Вячеслав Горелов.
Депутат надеется, что замечания депутатского корпуса будут учтены, и доработанная Стратегия-2030 получит одобрение Законодательного Собрания.