00:00
Версия для печати
Версия для слабовидящих
Размер шрифта
A
A
A
Цвет фона
Законодательное Собрание города Севастополя
Главная » Пресс-центр » Новости Законодательного Собрания Севастополя » Ноябрь 2017 » Екатерина Алтабаева: Нельзя допускать гражданского противостояния
Прямая видеотрансляция
Фотогалерея
Видеогалерея
14 ноября 2017

Екатерина Алтабаева: Нельзя допускать гражданского противостояния

Председатель Законодательного Собрания города Севастополя Екатерина Алтабаева об исходе Русской армии из Севастополя и Крыма 14 ноября 1920 года:

 - 14 ноября – очень значимый для Севастополя день. Согласно закону № 122-ЗС «О праздниках и памятных датах города Севастополя», принятому депутатами Законодательного Собрания в 2015 году, 14 ноября отмечаются две памятные даты: День исхода Русской армии (1920 год) и День рождения адмирала Лазарева Михаила Петровича (1788 год).

Революция 1917 года, Гражданская война – это события, которые изменили судьбу нашей Родины и всего мира. Изменилась и судьба Севастополя. Хочу подчеркнуть, что Севастополь стал одной из последних точек, откуда уходило русское воинство – армия Петра Николаевича Врангеля, откуда, далеко в изгнание, уходили русские люди. Если мы говорим, что в период Гражданской войны Россия потеряла около 10 миллионов человек, с косвенными потерями – до 20 миллионов, то за рубеж ушло примерно 5 миллионов человек. Это огромные потери, особенно, если учитывать интеллектуальный потенциал, потому что уходило не только воинство, уходили деятели культуры и науки: литераторы, философы, живописцы, композиторы…

Было время разбрасывать камни, а теперь пришло время собирать камни.

В 1920 году люди были вынуждены предпринять этот шаг. Они уходили не в эвакуацию после произошедшего военного события, вынудившего их изменить место своей дислокации, они уходили потому, что их мировоззрение, их взгляды на жизнь не совпадали с теми, которые стали господствующими на великих просторах России. Это величайшая трагедия. Они не думали, что уходят навсегда. Они полагали, что это временно, что всё вернётся на круги своя. Кто-то верил в монархическую Россию, кто-то – в демократическую республику, но с другой идеологией. Для них это была величайшая ломка: они вырывали себя с корнями из своей родной земли. Но русский талант, русское мужество, русский гений пригодились везде.

Можно немного перефразировать слова Петра Николаевича Врангеля, который, выступая в 1924 году в Белграде перед теми, кто уходил из Крыма в 1920 году, говорил: русские не потерялись за пределами Отечества, они остались верны своей Родине и своим идеалам.

Сейчас у нас много дискутируют по поводу парка, который планируется создать на территории от мыса Хрустального до Карантинной бухты, и по поводу памятника примирению.

Если говорить о памятниках, посвящённых таким событиям, как Исход Русской армии или революция, то, конечно, они нужны. Но для нас важнее общественное пространство, которое будет городским парком. Я бы не называла его Парком Русского исхода. На этом пространстве – от мыса Хрустального до Карантинной бухты – очень много памятников разных эпох, начиная с древности и заканчивая 20 веком. Я его для себя называю Мемориальным парком – парком памяти. Я бы посвятила площадки этого парка разным историческим событиям, происходившим на нашей земле. Важнее в данном случае само общественное пространство. Но нужна ли нам память о событиях 1920 года, о Великой русской революции? Конечно, нужна. Мы не можем выбросить из нашей истории ни одно из событий, не можем вырвать страницу, отложить её и сказать: «Этого не было». Мы таким образом разрушаем самоё себя, уничтожаем свои корни, а без корней нет сегодняшнего дня. Я убеждена в том, что нужно помнить об этих событиях.

Я уже говорила, что пора собирать камни, имея в виду то, что нужно отдать дань памяти всем, кто сражался в те годы. Мы знаем, что был красный террор и белый террор. Мы сейчас не найдём правых и виноватых. Нам необходимо понять главное – трагедия гражданской войны не должна повторяться. Такие памятники ставятся не для того, чтобы увековечить одну из сторон, а для того, чтобы мы сами осознали прошлое и могли правильно жить сегодня. У любого из нас есть предки, которые жили в это время. Разве мы можем их забыть? Не важно, кем они были – красными или белыми. Это наши близкие, наши корни. Почему нам непременно нужно искать правых и виноватых? Почему мы с такой лёгкостью можем выбрасывать из нашей истории какую-то часть? Это всё наш Русский мир, наше Отечество. Я убеждена в том, что памятники такие нужны именно для нас, для нашего размышления над сегодняшним днём.

Главный урок заключается в том, что гражданская война – это самое разрушительное из всего, что можем пережить человеческое общество. Любая война – это страшное испытание. Но что такое война, когда близкие воюют против близких, брат против брата, россиянин против россиянина? Ведь именно такова реальность гражданской войны.

Братоубийственная война разрушает общество. Россия после 1920 года – это страна, которая резко отличается от России даже 1917 года, периода империалистической войны. Я имею в виду упадок материальных сил, уменьшение количества населения, дезорганизацию транспорта, связи и так далее. Всё тогда нужно было выстраивать заново. Это результаты бойни, которую устроила одна часть общества против другой. Для нас важно уметь, несмотря на разные взгляды, слышать и слушать друг друга. Это не означает, что мы сегодня изменим свои собственные убеждения, но мы должны попытаться понять друг друга, пойти навстречу друг другу. Самый главный урок, который мы извлекаем из событий 1917-1920 годов, – ни в коем случае нельзя допускать гражданского противостояния.

Сегодня разные люди по-разному трактуют эти события, относятся к ним. Достаточно ли периода в сто лет, чтобы правильно оценить событие? Наверное, достаточно, но, к сожалению, бывает так, что люди никаких уроков из истории не извлекают. Об этом говорили наши великие русские историки. Как отмечал Василий Осипович Ключевский, история не учит, а проучивает тех, кто не знает её уроков. Иногда мы оказываемся примерно в такой ситуации. Мы впадаем в запальчивость, если кто-то не принимает нашу точку зрения. Конечно, мы стоим на демократических принципах, таким образом формируется наше государство, но в рамках этой общей демократической тенденции у людей могут быть разные взгляды на то, как должна развиваться страна. В случае, если эти взгляды не основываются на корыстных интересах, они могут быть каким-то образом сближены. Если человек искренне любит свою Родину, работает для неё, тогда он, наверное, скорее услышит того, кто тоже радеет о своём Отечестве. Разные точки зрения по поводу того, как должны развиваться Россия, Крым, Севастополь, имеют право на существование.