В рамках контрольной деятельности, после проведения публичных слушаний по вопросу исполнения бюджета города Севастополя за 2015 год, депутаты заслушали соответствующий отчет, который представил директор Департамента финансов Владимир Штоп.
По данным докладчика, в 2015 году в доходную часть бюджета поступило свыше 21 млрд. руб., а исполнение уточненных плановых назначений составило 97,6 %; налоговые и неналоговые доходы - 8 млрд. 200 млн. руб., и план выполнен на 107 %; безвозмездные поступления – 13 млрд. руб., и исполнение плана составило 91,2 %. В общей структуре доходов собственные налоговые и неналоговые доходы занимают 39 %, дотации - 36 %, целевые и иные межбюджетные трансферты – 25 %. Большая часть налоговых и неналоговых доходов бюджета обеспечено поступлением налога на прибыль организаций, налогов на доходы физических лиц, доходов на использование имущества.
Расходная часть бюджета города исполнена на 72,6 % (18, 4 млрд. руб.). Профицит бюджета составляет почти 3 млрд. руб.
По словам директора департамента, расходы бюджета сохранили свою социальную направленность: по отраслям социально-культурной сферы освоено более 11 млрд. руб., при этом самую большую долю в данном сегменте занимают образование (более 40 %) – 4,6 млрд. руб. или 86,6 %; здравоохранение (около 34 %) – 3,8 млрд. руб. или 90 % от запланированных; социальная политика (около 20 %) - 2,2 млрд. руб.
По отрасли культуры, кинематографии, физической культуры и спорта было предусмотрено почти 900 млн. руб., а исполнение составило 79 %. По отрасли национальной экономики бюджетные средства освоены в размере 3,5 млрд. руб. или 65 %. По отрасли ЖКХ - 1 млрд. 400 млн. руб., что составляет 41 %.
Владимир Штоп отметил, что в ходе исполнения бюджета за 2015 год были выявлены отдельные недостатки, которые необходимо учесть в процессе исполнения бюджета в 2016 году, а также при планировании бюджета города на 2017 год.
- Большее внимание нужно уделить вопросам более полного освоения бюджетных средств, соблюдения сроков по проведению конкурсных процедур, укомплектования госучреждений квалифицированными кадрами с целью качественного ведения бюджетного и бухгалтерского учета, контролю за реализацией мероприятий государственных и региональных программ с целью результативного и эффективного использования средств бюджета, работе по повышению уровня открытости бюджетных данных для граждан, - сказал директор Департамента финансов.
Положительными тенденциями Владимир Штоп назвал развитие и модернизацию материально-технической базы отраслей социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, расширение мер социальной поддержки различных категорий граждан и наращивание собственной доходной базы бюджета города.
После выступления докладчику были заданы вопросы. Депутат Законодательного Собрания Игорь Соловьев поинтересовался, как в этом году по сравнению с прошлым идет освоение средств на жилищно-коммунальное хозяйство:
- В заключении об отчете исполнения бюджета указано, что самое низкое освоение средств, 41 %, установлено по ЖКХ. Цифра чудовищная – более половины средств не израсходовано по назначению, что, мне кажется, отражает ситуацию в нашем ЖКХ и говорит об эффективности работы Правительства в целом по этому направлению. Повторяется ли ситуация в этому году или есть какие-то улучшения?
Владимир Штоп сообщил, что ситуация кардинально не изменилась, а полный отчет за шесть месяцев будет сформирован в июле и направлен в Законодательное Собрание.
- Доходы от перечисления прибыли от ГУПов составили 1 млн. 648 тыс. руб. Как вы оцениваете столь низкий результат и есть ли потенциал у наших предприятий? – задал вопрос докладчику депутат Сергей Кажанов.
Директор Департамента финансов отметил, что в городе несколько государственных предприятий, имеющих прибыль, остальные же являются убыточными. Подробно деятельность каждого ГУПа, по его словам, была рассмотрена на заседании Правительства, после чего были даны определенные поручения и рекомендации их руководителям.
Председатель постоянной комиссии по бюджету Вячеслав Аксенов сообщил, что комиссия рекомендует принять в первом чтении отчет и закон об исполнении бюджета с учетом лингвистических и юридико-технических замечаний.
- Мы видим, что результат освоения бюджета слабоватый - 71 % в целом, но сам документ серьёзных замечаний не имеет, - отметил депутат.
Также слово было предоставлено председателю Контрольно-счетной палаты (КСП) города Севастополя Дмитрию Гладскому.
- Плановые текущие расходы бюджета города Севастополя на 2015 год (направлены на выплату заработной платы, соцпособий, содержание бюджетных учреждений) составили 21 млрд. 720 млн. руб. или 85,7 %, а их исполнение - 18 млрд. 388 млн. рублей (72,9 %). Плановые капитальные расходы (создают новую стоимость, формируют так называемый бюджет развития, за счет которого происходит изменение городской среды и качества жизни) – 3 млрд. 620 млн. руб. или 14, 3 %. Исполнение за 2015 год – 1 млрд. 472 млн. руб. или 40,7 %, - озвучил данные глава КСП. – Чистый прирост добавленной стоимости государственного имущества города Севастополя в 2015 году составил 881 млн. 975 тыс. руб. или 3,5 % от плановых показателей расходов бюджета. Мне кажется, что с такими показателями исполнения бюджета развития «коммунизм не построить».
Дмитрий Гладский подчеркнул, что необходимо утверждение документа стратегического развития города Севастополя, в котором найдут отражение и приоритетные цели, и показатели их достижения, и дорожные карты реализации целей.
Он отметил, что при формировании бюджета на 2017 год особое внимание нужно уделить консолидации и оптимизации бюджета текущих расходов, увеличению показателей бюджета, и указал на необходимость принятия управленческих решений по обеспечению планового освоения бюджетных средств.
Также глава КСП остановился на вопросе дебиторской и кредиторской задолженности бюджета города. Они составляют соответственно 1 млрд. 20 млн. 133 тыс. руб. и 2 млрд. 460 млн. 474 тыс. руб. Эти показатели, по словам Дмитрия Гладского, значительно выросли по сравнению с началом отчетного периода и не могут считаться удовлетворительными.
- В этой связи хотел бы обратить внимание Правительства Севастополя на необходимость системной работы по уменьшению кредиторской и дебиторской задолженности, в том числе в части установления причин их возникновения и минимизации факторов, приводящих к их росту, - добавил председатель Контрольно-счетной палаты.
Законопроект «Об исполнении бюджета города Севастополя за 2015 год» депутаты приняли единогласно в двух чтениях.
Видеофрагмент выступления директора Департамента финансов г. Севастополя Штопа В.В.